Часть полного текста документа:Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков Е.В. Кряжева - Карцева, Московский Педагогический Государственный Университет На исходе ХХ века наблюдается постоянно растущий интерес к "мистицизму". Это понятие активно и широко используется в различного рода религиозных и научных публикациях, хотя оттенки толкования этого слова до сих пор многообразны. Здесь, мы под мистицизмом подразумеваем специфическую форму иррационализма, которая выступает в виде учения, которое стремится дать относительно целостное понимание мира, обращаясь к философской лексике, к мировоззренческой тематике. Мистицизм допускает возможность непосредственного знания каким-либо человеком познаваемых им оригиналов путем пребывания в них его души. Это состояние реализуется при достижении особого мистического состояния сознания, характерными чертами которого являются интуитивность, кратковременность мистического переживания, характеризующаяся бездеятельностью воли, а также "неизреченность". Мистическое мировоззрение, несмотря на общую субъективность, ввиду того, что мистические ощущения сугубо индивидуальны, строится на двух принципах : духовности, проницающей все сущее, и эволюции, предполагающей саморазвитие "идеи", которая преодолевает косность заключающей ее "материи". Мистические учения известны издревле. Самый ранний расцвет мистицизма происходит в странах с философской и логической культурой : в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм ), и он связан с тем, что религиозное умозрение подходит к понятию Трансцендентного Абсолюта, и развитие логики делает возможным сознательное отступление от нее в мистику. Следующая волна мистицизма наблюдалась в эпоху крушения Римской империи в первых веках н.э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство). Чертами мистицизма были окрашены в Средние века секты катаров, альбигойцев, цех алхимиков и орден розенкрейцеров. Много общего у мистицизма было с масонством. Особый всплеск произошел в конце средневековья ХIII-ХIV вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Мастер Экхарт и его последователи), а также в эпоху становления раннего капитализма в ХVII-ХVIII вв. Отмечен глубоким интересом к эзотерической ( Эзотерические учения - внутренние, сокровенные знания, доступные лишь "посвященным", достигшим высоких степеней совершенства в религии или культе) культуре конец ХIХ - начало ХХ вв. Именно в этот период Е.П Блаватская основала Теософское общество, деятельность которого охватила различные страны Европы и Америки. Среди популярных мистических учений этого времени суфизм и антропософия. Свой вклад в формирование мистического мировоззрения, утверждавшего наличие иных сил и иных измерений реальности, внесли также Шри Ауробиндо, Рене Генон, Николай и Елена Рерих, Тейяр де Шарден и многие другие. Можно также отметить очередную, современную волну мистицизма. Почему же не ослабевает интерес к мистике ? Почему именно ХХ век отмечен огромным числом разнообразных эзотерических учений и школ? Эту проблему часто умалчивают в литературе, посвященной истории различных мистических течений. Так, например, Э. Вандерхилл в книге "Мистики ХХ века" ( Вандерхилл Э. Мистики ХХ века.-М.,1996.) лишь освещает особенности и характерные черты, тех или иных учений, но не затрагивает вопрос о предпосылках их возникновения. ............ |