Часть полного текста документа:"Крылатые предметы" из района р. Янцзы Алкин С. В. Всякий раз, когда археологу посчастливится найти эту все еще загадочную штуку с крыльями, как у бабочки, у него возникает желание дознаться, для чего она все-таки служила и что означала. Н. Н. Диков Среди изучающих китайскую археологию бытует мнение, что "в Китае есть все". Действительно, на огромной территории этой страны благодаря множеству разнообразных факторов географического, климатического, исторического характера на протяжении многих тысячелетий существовали различные археологические культуры, которые положили начало формирования отнюдь не только титульной китайской нации хань. В нашей статье речь пойдет о материалах неолитической культуры хэмуду, памятники которой почти три десятилетия тому назад были открыты в нижнем течении реки Янцзы. Не углубляясь в описание этой культуры и характеристику ее места в весьма сложной систематике неолитических культур южной части Восточного Китая, следует отметить высокий уровень ее развития. Условия археологизации эпонимного памятника Хэмуду, расположенного в устье реки Янцзы (121°22' в.д., 29°58' с.ш.), кроме типологически разнообразной коллекции керамических изделий сохранили и многочисленные предметы из кости и дерева [12]. Остатки деревянных построек позволили реконструировать технологию возведения жилищ и детали интерьеров. Культура хэмуду входила в зону раннего земледелия зернового типа, основанного на возделывании риса. Причем, массовые находки остатков рисового зерна, соломы, шелухи (слоем мощностью 20-50 см была покрыта площадь около 400 кв.м) свидетельствуют о том, что рис был одним из основных источников питания. Хэмуду, таким образом, находилась в самом начале "рисового пути", по которому культура рисосеяния распространилась от низовьев Янцзы до Шаньдунского полуострова и Кореи, чтобы в 5 в. до н.э. достичь Японского архипелага. Анализ фаунистических остатков помимо различных видов диких животных дал свидетельства ранней доместикации свиньи и, возможно, собаки.[13] Следует отметить характерно высокий уровень развития искусства: более 70 вариантов орнамента керамики, резьба и гравировка по слоновой кости, зооморфная керамическая скульптура, образцы музыкальных инструментов [15]. Около трех десятков результатов радиоуглеродного анализа датируют культуру хэмуду временем 5300 - 3500 ВС [14, С.111-115]. При раскопках поселения Хэмуду в слоях относимых к собственно культуре хэмуду была обнаружена серия из 13 предметов, получивших наименование "бабочковидные изделия" [12, С. 53-54, 62, 75]. Для изготовления использованы различные материалы. Морфологические признаки следующие: уплощенный предмет подтреугольных очертаний в плане напоминающий бабочку с парой раскрытых крыльев. В медиальной части на одной из поверхностей два выпуклых параллельных ребра образуют между собой своеобразный желобок. Обычно присутствуют также сквозные отверстия: пара у основания ребер (в расширенной части изделия) и одно или два в верхней части изделия. Средние размеры изделий: ширина около 20 см, высота - 10 и более сантиметров. Отмечено стремление к уменьшению размеров у образцов из камня. Изделия, как правило, симметричны относительно медиального желобка, хотя встречаются и несимметричные экземпляры. В ряде случаев можно говорить о том, что плоскости оформлены как пара птичьих головок, подтверждением чему служит распространение орнаментального мотива сдвоенных птичьих голов на многих предметах графического и скульптурного искусства культуры хэмуду. ............ |