Реферат
«Культура Европы в XIX – 1-й половине ХХ века»
К концу XVIII века искусство рококо, как и идеология Просвещения, полностью исчерпали себя. На смену им пришло новое течение — неоклассицизм. Этот стиль, наполненный высоким гражданственным содержанием, был своеобразной реакцией на чувственное и фривольное рококо. Неслучайно его расцвет совпал с созданием империи Наполеона, окончательной гибелью феодализма и рождением европейских капиталистических наций. Эпоха утонченности и изящества закончилась, наступило время борьбы.
В 1738 году в Италии начались раскопки римского города Геркуланума, погребенного под пеплом Везувия почти 2 тыс. лет назад. В 1748 году настала очередь и Помпеи. В освобожденных от груд застывшей лавы городах европейцам впервые предстала античная цивилизация во всем своем очаровании. Отныне древние Рим и Грецию начали изучать систематически, и очень скоро античность из забавной и непонятной игрушки превратилась в эталон, которому следовало подражать.
Огромный вклад в пропаганду античного наследия внес немецкий ученый искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман, который в середине XVIII века первым исследовал античную скульптуру. В 1763 году он опубликовал свой главный труд «История искусства древности», который стал библией неоклассицизма. Кроме того, Винкельман считается основателем современной античной археологии.
Первым, кто последовал идеям Винкельмана, стал его близкий друг и ученик немецкий художник Антон Рафаэль Менгс, который специально приехал в Италию изучать живопись. В скором времени Менгс стал самым известным художником в Европе, он работал на родине в Саксонии, в Риме, при дворе испанских королей в Мадриде. Его кисти принадлежит множество полотен, в основном — портреты. Именно Менгс стал основоположником стиля классицизма в живописи.
Наибольшего подъема стиль неоклассицизма достиг во Франции, его расцвет совпал с эпохой революции и Наполеоновской империи. Кроме того, французскому искусству еще с XVII века было свойственно обращение к классической традиции, что нашло свое отражение в живописи, архитектуре и литературе. На рубеже XVIII —XIX веков в творчестве Жак Луи Давида наиболее полно проявилось присущее неоклассицизму воспевание патриотизма и гражданского долга.
Давид родился в тот год, когда в Италии начались систематические раскопки Помпеи. После обучения живописи в Париже в 1774 году он прибыл для продолжения образования в Рим, где под влиянием учения Винкельмана и Менгса стал приверженцем неоклассицизма. В 1780 году он вернулся на родину и спустя 4 года стал известен благодаря полотну «Клятва Горациев», которое стало манифестом нового направления в живописи. Великую Французскую революцию Давид встретил картиной «Ликторы приносят Бруту тело его сына» и принял самое активное участие в разворачивавшихся политических событиях. Он был личным другом Робеспьера, заседал в Национальном собрании и голосовал за казнь Людовика XVI. Давид стал главным пропагандистом революции, создателем ее стиля и художественного канона. Созданное в 1793 году полотно «Смерть Марата» стало классическим образцом революционной пропаганды. После падения якобинцев Давид некоторое время провел в тюрьме, но затем был амнистирован и стал активно поддерживать Наполеона. ............