Реферат
По дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ
На тему:
«КУЛЬТУРА И УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ, РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Вопросы обеспечения кадровой безопасности персонала на рабочих местах остаются актуальными во все времена. Каждая уважающая себя компания обеспечивает безопасный климат и проводит политику по предотвращению проявлений насилия на рабочих местах. Любые условия и факторы, способствующие формированию неблагоприятной рабочей обстановки, должны быть устранены.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Само понятие психологической игры введено Э. Берном в работе «Игры, в которые играют люди». В основе психологической игры лежат трансакции, имеющие манипуляционные корни. Под трансакцией понимается акт воздействия или единица общения.
Трансакционный анализ Э. Берна представляет собой концепцию, в которой взаимодействие людей анализируется с точки зрения трех основных эго состояний «я»: Родитель, Ребенок и Взрослый.
Понятийный аппарат данной концепции включает ряд терминов, раскрываемых в работе подробно: процедуры, ритуалы, времяпровождение, игры, близость, деятельность. Игры отличаются от всех этих понятий наличием скрытого выигрыша. «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпровождения двумя основными характеристиками: скрытыми мотивами и наличием выигрыша.
Процедуры бывают успешными, ритуалы эффективными, а времяпровождение выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда драматическим. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом» [2].
Распознавание эгосостояний осуществляется посредством анализа интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевых клише, присущих конкретному типу ролей.
Эверетт Шостром на основе концепции Э. Берна выделяет определенные типы манипуляторов и показывает, что современные манипуляторы в общении используют целые системы манипуляций [4].
Манипулятивные системы Э. Шостром выделяет четыре основных типа манипулятивных систем.
1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил. Он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он опирается на бессилие других и добивается контроля над ними. Его любимая техника — «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах.
2. Пассивный манипулятор — противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым. В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение.
Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. ............