СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Религия Индии. Место религии в политике и общественном сознании
1.1 Буддизм
1.2 Место религии в политике
1.3 Нравственная сторона буддизма
2. Наука и образование Индии
3. Художественная культура Индии
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире Восток играет все более заметную роль. Хотя эта роль ощущается, прежде всего, в сфере экономике (контроль над стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и политике (усиливающееся влияние развивающихся стран, неприсоединившихся государств), современные исследователи уделяют много внимания изучению и внутренней структуры стран Востока, их национально – культурной традиции, специфики их социального развития. Внимание это тем более закономерно, что почти все страны традиционного Востока в наши дни переживают мучительный процесс внутренней трансформации. В ходе этого процесса на передний план выдвигается национально – культурная традиция, защитно-охранительные функции которой опираются на религию как символ национального сопротивления.
В данной работе охарактеризуем народы Индии (индусы) и их культурные традиции.
Характеристика индусов обыкновенно делается слишком односторонне. Устранение от реального мира, которое является господствующей чертой в большей части их литературы, фантастическое и абстрактное направление их мышления и, наконец, пренебрежение, с которым в их научной и религиозной среде смотрят на практическую жизнь, - все это дало повод считать индусов за народ бездеятельный, бессильный, преданный мечтам и фантазиям. Но такое мнение верно только к отдельным слоям этого народа и к некоторым периодам его истории; если же рассматривать всю совокупность индусского населения и весь ход его истории, то получится иное впечатление. Отважные переселенцы, которые в древнейшее время проникли из заречного отечества в Пенджаб и распространились по всему Декану, овладели этой богатой страной, отняв ее у дикого, первобытного народа и положив начало прочной культуре. Эти индусы не имели недостатка храбрости и энергии, в воинственном рвении и в способности к практической деятельности; достаточно было у них также и жизнерадостности и светлых надежд. Умереть в храбром бою почиталось счастьем героев, но они хотели бы прожить еще «сотню осеней», а по ту сторону смерти небо было приготовлено для вечной жизни храбрых мужей.
Не следует считать результат народного характера индусов то обстоятельство, что жрецы, замкнутые с самого древнего времени в отдельную касту, предавались жизни, посвященной бессодержательным жертвоприношениям и бездеятельным размышлениям, а ученые не из этой касты развивали пессимизм, который явился следствием этой бесцветной жизни. Ядро народа осталось незатронутым этими болезненными явлениями; могущественная военная каста жила весело и деятельно, также и гражданские касты. В торговых отношениях еще в древнее время они соперничали с западными народами, во многих отраслях промышленности они никем не были превзойдены, а богатства Индии были не только произведениями земли. Кроме того, индусы сделались всемирными сказочниками, и в этих народных повествованиях обнаруживается мирское направление их самосознания.
Таким образом, не все в Индии есть религия; тем не менее не подлежит сомнению, что религиозное благочестие, как со стороны практического его выполнения, так и посредством могучей мысли и созданной им богатой литературы, играло большую роль в народе. Религия всегда остается великой руководительницей индусов, и индийская религия представляет самое выдающееся явление в язычестве.
Насколько живой интерес индийцы выказывали в области религии, настолько же мало проявили они способности к политической жизни. ............