Часть полного текста документа: Культура Руси и древнего мира 1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО. Славяне были восточные, западные и южные. 6-9 вв. У восточных славян происходит разложение родоплеменных отношений и складываются предпосылки для образования гос-ва. Перед образованием гос-ва у славян был период военной демократии. Соседская община (вервь). Занятия: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. В лесу - подсечно-огневое земледелие. Выращивали: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Орудия - соха, мотыга, позднее - плуг с железным лемехом. Власть: важнейшие вопросы решались на общих сходах (вече). Военная власть у князя (с дружиной). 9-12 вв. - образование гос-ва Киевская Русь. Теория гос-ва: пригласили 3-х мужиков (варягов) и они взяли власть в государстве (стали княжить). Религия: В эпоху п\о строя славяне были язычниками. Были культы земли, дождя, рек, солнца и т.п. Особо почитался огонь. Храмов и жрецов не было. Культовые места- капищи. Там молились и приносили жертвы. Через некоторое врямя язычиство было потеснено христианством. Владимир долго думал насчет религии, и решил крестить всю Русь в 988 г. Христиансто круто повлияло на русскую культуру. Стало сильным влияние Византийской культуры. Смягчение наказаний за преступления. Принятие христианства на Руси проходило мирно. Укрепляется авторитет и международные связи Руси. 3 ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА. 9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язые (близкий по своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось "книжное ученье". Школы были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях. Особенности русской лит-ры: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям. В 10-11 в. Появляются летописи. Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были истоические личности. "Слово о законе и благодати" Иллариона - прославляет Русь. Идея равноправия христианских народов. "Поучение Владимира Мономаха" - тоже нехуевая книга - призыв Мономаха к детям - соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви. "Повесть временных лет" - повествует о развитии, становлении русского государства. Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись. "Слово о полку Игореве" - поход Игоря с дружиной против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междуусобные раздоры. 5 КУЛЬТУРА ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ. Образование единого гос-ва, освобождение от ига, завершение формирования великорусской народности. Россия сформировалась как феодально-крепостническое гос-во. Культура подчинена церкви. Фольклор. Тема единства и борьбы с захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др. Образ царя в песнях различен - его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее отношение к народу. ............ |