Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 по истории Украины на тему: "КУЛЬТУРА УКРАИНЫ В I ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ" студентки 1-го курса заочного отделения группы "А" ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ Донецк - 2001 ПЛАН Глава 1. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в западно-украинских землях. Глава 2. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в Российской империи. Глава 3. Новые направления в образовании, искусстве, архитектуре. Глава 1. Культурное возрождение Украины в начале ХIХ веке в западно-украинских землях. В это время украинский этнос на западно-украинских землях представляло большей частью крестьянство. Оно сохраняло родной язык и этнический характер традиционно-бытовой культуры, проявляло себя и активной общественной силой. Многочисленные выступления против повинностей носили вооруженный, антигосударственный характер. Такими же были и массовые бегства крестьян, и подпалы господских имений, да и крестьянские волнения, которые не раз вспыхивали с небывалой силой в разных местностях Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья. Они подавлялись только с помощью военных частей и специальных карательных отрядов. А судебные процессы сельских и городских обществ с помещиками, коллективные жалобы в административные органы свидетельствовали не только о тяжелой доле народа, но и про гибкость системы, которая принимала конституцию и пробовала управлять законом. Существенным было то, что в процессе борьбы росла и развивалась солидарность трудового селянства, как внутри общин, так и между ними, вырастали сознательные крестьянские ватажки. Особенно страшным был тот дух непокорности, который жил в душе народа. Отношение народа к власти находило проявление и в его устном поэтическом творчестве. Вопреки официальной политике, галичские, буковинские, закарпатские крестьяне своей традиционной культурой и самоназванием "русин", "руснак" удостоверяли чувство духовной связи со всем украинским народом. Этим отрицается утверждение современного польского исследователя Яна Козика о том, что люди Галиции в первой половине ХІХ века не имел национального сознания. (1) Очевидно, что социальная активность и антифеодальная направленность народа влияла на формирование общественной мысли на западно-украинских землях. Понятно, что украинское панство и церковная греко-католическая иерархия этому расположению духа сочувствия не вызвали. Однако, и они не могли не призадуматься над тем, что ассимиляция украинцев, возрождение самобытности, культуры - это потеря грунта под собственными ногами. Это понимало низшее духовенство, которое повседневно сталкивалось с простонародьем. Уже в конце ХVІІІ века здесь поднимались вопросы о необходимости обучения на родном языке. А в 1816г. в Перемышли возникло общество с целью подготовки книжек для народа образовательного и религиозного содержания. Там же для подготовки сельских учителей в 1818г. была основана дьяко-учительская школа. Но этой работе совершали всяческие препятствия официальные власти и в особенности отчаянное сопротивление - помещики. Они отдавали в рекруты дьяков-учителей, совершали расправу над крестьянами, которые поддерживали школу и посылали в нее своих детей. На интерес жизнью народа, его образованием, традиционно-бытовой культурой имели влияние идеи просвещения, наполеоновской войны, революционное польское движение, пропагандированные романтизмом постулаты народности, интенсивное развертывание народоведческой робот в славянских странах. Отголосок всех этих событий, идейных тенденций достигал и западно-украинских земель. ............ |