Министерство образования и науки Российской Федерации
Ставропольский государственный педагогический институт
Историко-филологический факультет
кафедра истории и права
Дипломная работа
на тему: «Культурная жизнь общества: поздний «сталинизм», «оттепель», «застой».
Работу выполнила
Студентка vi курса
Костюренко
Виктория Викторовна
Группы фзо история
(подпись)
Работа допущена к защите
научный руководитель
кандидат исторических наук, доцент
«___» ___________ 200__ г.
Литвинов Владимир Васильевич
Заведующий кафедрой рецензент
(подпись)
дата защиты «___» _________ 200_ г.
оценка: «_______________________»
Ставрополь 2005 г.
Введение
Глава I.Противоречия поствоенной духовной жизни общества: истоки и культурный феномен «оттепели»
§1.Жесткая регламентация культурной жизни.
§2.Идейные искания и перемены в стиле и духовной жизни людей.
§3.Культурный эффект «оттепели».
Глава II.Культурная жизнь эпохи «застоя».
§1.От «двоецентрия» к «двоемирию» культуры.
§2.Достижения и проблемы в развитии науки и образования.
§3.Литература и сценографическое искусство, культурный андеграунд «застойной» эпохи, диссидентство.
Заключение.
Примечания.
Библиография.
ВВЕДЕНИЕ
Культура – одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществе, в изучении его исторического развития существует понятие: культура – всегда включала и включает в себя, прежде всего образование – умственное и нравственное (В.И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека. Но в культуре человек не только действующее, но и само изменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.
«В самом акте воспроизводства изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык, обретая душевное богатство».1
Сообразно двум основным сферам человеческой деятельности существуют понятия материальной и духовной культуры. Однако в настоящее время многие исследователи истории культуры, социологи все более склоняются к условности такого деления. При изучении любого периода исторического развития нашего Отечества действительно не удается провести четкого разграничения между сферами материальной и духовной деятельности человека, так как они тесно связаны между собой. Произведения материальной культуры не могут возникнуть без участия человеческого сознания, мышления, его духовного мира, таланта. Они являются духовным воплощением творческой деятельности человека, его знаний, интеллекта, т.е. содержат духовный компонент. Продукты духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение (книги, картины, кинофотомагнитные пленки и т.д.) Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. ............