Часть полного текста документа:Культурное, экономическое и политическое развитие Бретани в 1901-1940 годах. Николай Крюков Прежде всего, нужно сказать о подходе, которого я придерживался во время написания этой статьи. Считаю очень важным то, что ввиду острой актуальности вопроса сепаратизма и национализма во многих странах мира, в том числе и в России, в данном исследовании я старался придерживаться нейтральной позиции, выступая в роли беспристрастного наблюдателя. По-моему, в настоящее время не совсем корректно делать упор на национальную составляющую общественно-политической жизни, так как мировой социум уже нивелировался до такой степени, когда национальные элементы приходится восстанавливать в культурном наследии народов мира. Поиск "национального элемента" в политике, таким образом, является не чем иным, как разжиганием межнациональной розни. В данной статье, в частности, я попытаюсь показать, насколько губителен этот процесс даже в сравнительно небольших размерах. В конце концов, страдают всегда ни в чём не повинные люди. Таким образом, нужно строго разграничить понятия "бретонский национализм" и "бретонское самосознание". В первом случае мы должны подразумевать людей, для которых в первую очередь важна политическая деятельность - манифестации, демонстрации, митинги, иногда даже теракты и вооружённые выступления. Националисты всегда пытаются добиться своих целей путём политической борьбы, иногда даже прямой агрессии. С другой стороны, одними политическими выступлениями можно добиться далеко не всего. Как пример можно привести многие страны Третьего мира, которые в своё время добились независимости от колониальных властей, но погрязли в межнациональной борьбе. В результате того, что национальное самосознание там находится на стадии формирования, культурное, а вместе с ним и экономическое развитие идёт очень медленно. В случае с национальным самосознанием мы, наоборот, видим людей, совершенно не интересующихся политической жизнью. Их интересы сосредоточены в культурной сфере, их усилия направлены на развитие духовной жизни, а их цель - прогресс в культурном развитии народа. Таким образом, можно сказать, что термины "бретонский национализм" и "бретонское самосознание" по сути своей противоположны, и их ни в коем случае нельзя смешивать. Начнём с того, что Бретань в конце XIX - начале XX века относилась к числу самых отсталых регионов Франции. Находясь в т.н. "группе северо-запада", по общему уровню экономического развития она опережала только Вандею - традиционно самый отсталый в экономическом плане регион Франции, населённый тогда почти только крестьянами. Изолированность региона от основных промышленных центров только усиливала его экономическую отсталость. Такое положение подчёркнул П. А. Кропоткин в своей работе "Хлеб и Воля" (1892) "Запад и восток Франции, её юго-запад и северо-восток, её центральное плато и долина Роны остаются отдельными мирами. И это различие резко выступает не только среди сельского населения этих областей (сельский полупромышленный крестьянин Юры и бретонский крестьянин - две разные народности), но и среди городского населения. Сравните только Марсель или Сент-Этьен и Руан - с Ренном, где власть попов и вера в короля удержались ещё поныне. Изолированности способствовала также языковая граница, отделяющая Нижнюю Бретань, где в то время население почти поголовно говорило на бретонском языке и не понимало французского языка, от Верхней Бретани, где тоже не говорили по-французски, но использовали "галло" - местный диалект, мало отличавшийся от французского языка середины XVII века. ............ |