Часть полного текста документа:Культурно-историческое и социально-правовое поля эротики и порнографии. (Общее и особенное) Прянишников Сергей Викторович. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Северо-западный НИИ культурного и природного наследия Санкт-Петербург 2003 Общая характеристика диссертации Актуальность темы исследования. На современном этапе проблема человека - его природы, смысла и предназначения, интересов, прав и свобод - все активнее перемещается в центр культуры и социальной практики. В связи с этим происходит трансформация методов научного изучения человека. Ныне в сфере научного знания основополагающей является идея поиска способов постижения целостности разнообразных гуманитарных систем, самой сложной из которых является человек. Долгое время в сфере общественных наук развивался процесс дифференцированного познания. Видный теоретик М.Хайдеггер отмечал, если в наши дни мы знаем о человеке неизмеримо больше, чем знали о нем в прошлом, то это далось дорогой ценой - утратой понимания того, что есть человек в целостной полноте его бытия. ( Цит по: Новые тенденции Западной социальной философии. М.,1988.С.86.) Преодоления данного недостатка в изучение человека возможно посредством четкого осознания того, что он является трехсторонней био-социо- культурной системой. Неудивительно, что проблема человека имеет общенаучный характер. Многие современные культурологи полагают, что постижение человека в его тотальной целостности достигается усилиями всей культуры и многих отраслей научного гуманитарного знания. Изучение человека как био-социо-культурной системы предполагает познание целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в диалектике общего, особенного и единичного. Не менее актуальным является изучение специфики социальной значимости биологических циклов человеческого существа. Значительный интерес для познания человека как сложной системы представляет рассмотрение творчества писателей, художников, скульпторов, кинематографистов в качестве способа отражения гуманитарных проблем. Комплексный подход к изучению человека предполагает его рассмотрение как существа имеющего тело, которое занимает определенное место в физическом пространстве. В современных теориях телесности человеческое тело является посредником между индивидуальным и социальным.. Не существует "чистого природного тела", тела вне истории общества. Культура и власть формируют, переконструируют и регулируют физические и биологические потребности человеческих тел. Это положение в огромной мере относится и к сфере сексуальности. Власть, культура и секс прочно связаны между собой. Секс является одним из выражений культы и одновременно испытывает ее влияние. Взаимосвязи между культурой и сексом очень сложны и тесны. Часто невозможно понять коды сексуального поведения людей без знания культуры. Но в то же время многие парадигмы культурного развития напрямую связаны особенностями взаимоотношений полов. Сексуальность является неотъемлемой частью личности. Выдающийся современный психолог В. Франкл пишет: "Человеческая сексуальность - это больше, чем просто сексуальность, и большим, чем просто сексуальность, она является в той степени, в какой она - на человеческом уровне - выступает носителем внесексуальных, личностных отношений." ( Цит. ............ |