Ответы по культурологии.
1. Какие промежуточные формы духовной культуры переживает общество в процессе перехода от мифотворчества к религии?
В процессе перехода от мифотворчества к религии общество проходит через промежуточные формы:
- тотемизм – поклонение животному миру;
- фетишизм – поклонение неживой природе;
- анимизм – одухотворение живой и неживой природы;
- язычество – многобожие.
2. При каком условии культура становится общедоступной?
Культура становится общедоступной, т.е. массовой при условии, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
3. На какой период (название и дата) какого этапа приходится цивилизационное начало культуры?
Культура античности (Древняя Греция и Древний Рим): 3 тыс. лет до н.э. – 5 век н.э. – считается, что с этого периода культура развивается на цивилизационной основе.
4. Когда на арене культурной жизни появляется Киевская Русь?
Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г. вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершающий период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX –н. XII века.
5. В чем заключается основное отличие культуры 2 этапа от культуры предыдущего?
Основное отличие культуры 2 этапа (Средневековый) от культуры предыдущего (Культура Древнего мира) заключается в том, что религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. На этом этапе появляются новые культурные центры: Византия, Западная Европа, Киевская Русь.
6. Почему эпоха Возрождения получила такое название?
Эпоха Возрождения явилась ярким проявлением светского начала в христианстве. Ренессанс распространил свое влияние прежде всего на духовные области человеческой деятельности. Меняется картина мира. На смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм. Бог, конечно, не отменяется, но человек восходит до уровня творца, тем самым приближаясь к Богу. Вся культура Возрождения и есть создание некоего гигантского пьедестала божественному величию человека, который осознал себя творцом собственной судьбы и сотворцом окружающего мира. Пышным цветом расцветает ренессансный индивидуализм, сущность которого проявляется в гипертрофированном ощущении своей самоценности, собственной созидательной функции. Происходит возрождение античной системы образования, формируются гуманитарные дисциплины, то есть ориентированные на проблемы человека и человечества.
7. Каковы причины поздних противоречий русской культуры?
Эпоха, давшая миру столь много талантливых людей, как Шаляпин, Рерих, Рахманинов, Павлова, Кустодиев, оказалась эпохой заката Российской империи. Страна как бы задыхалась от недостатка свежих сил и компенсировала недостатки политической модели существования экзистеальными откровениями искусства, которое было обречено на гибель. Такая культура была не нужна стремительно политизировавшемуся обществу.
8. ............