Часть полного текста документа:Легко ли разграничить государственную собственность на землю? Установлено, что в настоящий момент вся земля находится в государственной собственности, а ее разграничение признается Федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утвержденной Правительством Российской Федерации, одновременно одним из основных мероприятий и ожидаемых конечных результатов земельной реформы. Ниже мы рассмотрим, каким должен быть порядок разграничения государственной собственности на землю, что необходимо сделать для того, чтобы Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (далее - публичные образования) стали независимыми друг от друга собственниками земельных участков? Федеральный закон "О государственных и муниципальных землях", принятый Государственной Думой в первом чтении (постановление от 21 сентября 1999 г. № 4317-II ГД), четкого ответа на поставленные вопросы не дает и содержит лишь некие общие подходы к этому сложнейшему процессу. В этой связи, если допустить на минуту необходимость разграничения государственной собственности на землю, то порядок возникновения права собственности публичных образований на земельные участки должен состоять из следующих основных стадий: 1) Определение в федеральном законе категорий и видов земель, из которых будут формироваться земельные участки - объекты права собственности публичных образований На начальной стадии разграничения государственной собственности на землю как никогда важна юридическая техника, текст указанных норм не может быть незаконченным, оставляющим возможность его произвольного дополнения или расширения. Только в этом случае будет минимизировано количество споров при фактическом пообъектном разграничении государственной собственности на землю. 2) Формирование земельных участков, не находящихся в собственности граждан и юридических лиц, внесение сведений о них в государственный земельный кадастр Напомним, что объектом права собственности может быть не абстрактная "земля", а лишь земельный участок - часть ее поверхности, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на земельные участки. Границы участков должны быть зафиксированы на планах и вынесены в натуру. Право собственности публичных образований на земельные участки, основанное на разграничении государственной собственности на землю, может формироваться за счет: - земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды и временного пользования; - земель запаса, т.е. земель, не предоставленных в собственность, владение, пользование и аренду. В первом случае мы имеем дело именно с земельными участками, поэтому при их формировании как объектов права собственности публичных образований, необходимо будет, в основном, исправлять ошибки первых лет земельной реформы (отсутствие планов земельных участков, несоответствие фактических площадей земельных участков и площадей, указанных в правоустанавливающих и в правоудостоверяющих документах и др.). ............ |