Часть полного текста документа:Лев Платонович КАРСАВИН 1882, Петербург - 1952, Абезь. 1. Вступление. Жизненный путь русского мыслителя Льва Платоновича Карсавина , его философия малоизвестны как на родине, так и за рубежом. Ни одна из его книг (в том числе и по истории средневековой религиозности) не была переиздана. Столь удивительное забвение при знакомстве с его сочинениями вызывает своего рода чувство духовного протеста против состоявшейся несправедливости. Но для этого, по-видимому, существовали особые, глубинные основания, в немалой степени связанные с духовной и политической ситуацией эпохи, с самой личностью мыслителя, задание которой объективно очень часто становились вызовом реальности. Пока нам остается только констатировать: личность Карсавина сложна, и тайна ее навсегда останется скрытой от нас. Очень сложна и мысль философа. У него было видение всеединства мира, и он создал универсальную метафизическую систему. Ему свойственно искание и утверждение Истины, духовной целостности , потребность в которой Карсавин как русский человек всегда ощущал в душе. И значение Карсавина определяется в значительной мере тем , что за каждым его словом, за каждой мыслью чувствуется эта целостность. А.А.Ванеев (1922-1985) познакомился с Карсавиным весной 1950г. в абезьском лагере. Абезь - это железнодорожная станция и поселок неподалеку от Северного полярного круга в республике Коми. Там находится лагерь для заключенных, предназначенный для тех, кто по возрасту или по состоянию здоровья был непригоден для работы в каменноугольных шахтах Инты. Об этом времени была написана книга воспоминаний А.Ванеева "Два года в Абези", посвященная Л.П.Карсавину, который стал для А.Ванеева дорогим и любимым учителем. Необходимо также сказать о том, что А.А.Ванеев сам был вполне самостоятельным мыслителем, "чья" мысль, жизнь и дарование, однако, были смяты безжалостной эпохой, в которой ему довелось жить". Так вот, А.А.Ванеев в "Очерке жизни и идей Л.П.Карсавина" писал:"Религиозно-философская мысль Л.П.Карсавина почти не поддается пересказу, поскольку она не сводима к системе, концепции или доктрине, а представляет собой как бы весьма широкий угол зрения,обращенный на христианское осмысление истории, жизни и отношения между Богом и человеком. Его мысль свободна и самостоятельна, но источник своих вдохновений находит в христианской догматике, открывая в ней жизненность, силу и осмысленность,необходимую,чтобы вернуть современному человеку религиозное равновесие... Однако свободная догматическая мысль оказалась явлением столь неожиданным,что ни традиционное благочестие, ни воспитанная на секуляризованной философии критика не воспринимают ее в полной мере..."(27,337-338). 2. Основные факты биографии. 1). Семья Л.П.Карсавина. Л.П.Карсавин родился Санкт-Петербурге. Его отец, Платон Константинович Карсавин, был известным танцовщиком Мариинского театра, учеником Мариуса Петипа. Воспитание и образование сына стали предметом особых забот матери Карсавина - Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой, дочери двоюродного брата знаменитого философа, основателя славянофильства А.С.Хомякова. Склонная к размышлениям, ощущавшая в себе словно бы силу духовной традиции семьи, мать Карсавина Карсавина надеялась увидеть в нем наследника и продолжателя этой традиции. ............ |