Введение
Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают такие юридические науки, как криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.
Для криминологии главное в личности преступника – природа и сущность, источники, пути, механизмы формирования ее антиобщественных черт, то есть те особенности, которые во взаимодействии с преступной ситуацией порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления.
Результаты такого изучения являются основой для разработки криминологией проблем профилактики преступлений.
Вопрос о личности преступника является одной из основных, наиболее сложных и спорных криминологических проблема.
Криминологи, разрабатывая другие глобальные проблемы (преступности, ее причин и профилактики), не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые, в том числе несовершеннолетние, и пожилые люди.
1. Понятие личности преступника Для того, чтобы понять природу преступления, необходимо рассмотреть вопрос о личности преступника.
Изучению личности преступника в настоящее время уделяется большое внимание. Без этого невозможна разработка эффективных мер борьбы с преступностью. Раскрыть сущность личности преступника можно только исходя из философских положений о сущности личности вообще как категории общественно-исторической.
Личность преступника, с одной стороны, – понятие общесоциологическое, с другой – юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является.
Общественные отношения воздействуют на социальный облик конкретного лица, его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает личность данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности, имеющий свою социальную природу.
Соотношение между понятиями «личность преступника» и «преступник» такое же, как между «личностью» и «человеком». «Человек» – более широкое понятие, чем «личность». «Личность» – более конкретная социальная характеристика «человека», относительно более поздний продукт развития человека, ибо «личностью» не рождаются, ею становятся.
Более того, категорию «личность», очевидно, невозможно исчерпывающе определить в рамках любой одной науки. Скорее надо согласиться с тем, что изучение личности отдельными отраслями человеческих знаний есть лишь частное решение проблемы.
«Человек изучается многими науками – педагогикой, медициной, биологией, физиологией, психологией, этикой, социологией, эстетикой, правом, философией и др., но каждая наука интересуется им по-своему.
Так, этика изучает личность как носителя и творца материальных ценностей.
Психология определяет личность с позиции и в связи с психической деятельностью.
В социологии личность – это определенная форма общественных отношений, а в юриспруденции – лишь носитель определенных прав и юридических обязанностей.
Наиболее общее определение личности призвана, конечно, дать философия – наука об общих закономерностях природы, общества и познания. ............