КОНСПЕКТ
 логопедического занятия, проведенного студентом Антроповым Александром группы ЛП-46 ФНиСО ПГПУ им. В.Г. Белинского, для детей с нарушениями письма и чтения, обусловленных недостаточной сформированностью всех средств языка и задержкой психического развития, школы № 51
 2 марта 2009 года в 11часов 50 минут
 
  Тема: План текста.
 Цели: 
 Коррекционно-развивающие: развивать технику чтения.
 Обучающие: учить детей анализировать смысловые отрывки текста, выделять главную мысль и формулировать её.
 Воспитательные: воспитывать любовь и заботу к окружающей среде.
 Оборудование: текст рассказа «Недолго думая», таблицы с пословицами.
  
 1. Организация детей на работу. Введение в тему
  
 Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим работу, начатую вами на прошлых уроках. Мы будем учиться составлять план рассказа. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему нашего занятия. Как вы думаете, для чего нужно уметь составлять план?
 Дети: Для того, чтобы лучше понять и пересказать рассказ.
 Логопед: Правильно. Хорошо составленный план помогает нам очень подробно вспомнить то, о чем мы прочитали, даже если после прочтения прошло много времени. Кроме того, составление плана помогает лучше понять текст и выделить его главную мысль – идею. Всё это очень необходимо для людей, особенно для тех, кто учится, т.к. ученикам необходимо запоминать большой объём информации. Умение составлять план помогает решить эту задачу быстро и эффективно.
  
 2. Словарная работа
  
 Логопед: Сегодня мы с вами поучимся составлять план рассказа «Недолго думая». Запишите в тетрадях название рассказа. (раздаются тексты рассказа). Для начала мы объясним те слова, которые вам непонятны. Я буду читать рассказ, а вы следите за мной, и подчёркивайте карандашом трудные слова. (Читается текст).
 Логопед: Ребята, какие слова вам были непонятны? (если нет вопросов, логопед спрашивает, как они понимают слово «склянки».)
 Дети: это различный стеклянный мусор.
 Логопед: Кто такие «неряхи»?
 Дети: Это неаккуратные люди, которые не убирают за собой мусор, сами выглядят неряшливо.
 Логопед: Кто такие «купальщики»?
 Дети: Это люди, которые пришли купаться.
 Логопед: Как вы понимаете слово «хлам», что это такое?
 Дети: Это различный мусор.
  
 3. Основная часть. Работа по составлению плана
  
 Логопед: Ребята о ком этот рассказ? Как зовут мальчика? Почему автор его так назвал?
 Дети: Рассказ про мальчика. Зовут его Жалейкин, потому что он всех жалеет.
 Логопед: Что решил сделать Жалейкин? 
 Дети: Очистить берег.
 Логопед: Почему берег был загрязнен?
 Дети: Его загрязнили туристы.
 Логопед: Что сделал Жалейкин? 
 Дети: Выбросил мусор в воду.
 Логопед: Правильно он поступил? Почему он так сделал?
 Дети: Он поступил неправильно, потому что, принялся за дело не подумав.
 Логопед: Как бы вы поступили?
 Дети: Нужно было закопать мусор или выбросить в контейнер для мусора.
 Логопед: Ребята, подумайте, какая главная мысль этого рассказа? О чём хотел сказать автор? (если дети затрудняются, задаются наводящие вопросы) Ребята, очень часто главная мысль выражается авторами через название произведения.  ............