Чугреев Михаил Владимирович
Chugreev Mikhail Vladimirovich
Любовь, как философская категория
Love, as philosophical category
План
Предисловие
Глава 1. Предмет исследования
Глава 2. Любовь. Трансцендентный уровень
Глава 3. Любовь. Социальный уровень
Глава 4. Любовь. Материальный уровень
Глава 5. Любовь к себе и к другим
Послесловие
Литература
Предисловие
Пожалуй, ни о каком другом человеческом качестве не сказано и не написано столько, сколько о Любви. Ни один значимый философ не обошёл тему любви стороной, да и психологи не очень отстают в этом плане от философов. Сказать о ней что-то новое, никогда и ни кем не сказанное, представляется маловероятным, да, пожалуй, и не нужным. Для тех, кто хочет более подробно ознакомиться с позициями различных авторов по теме любви можно порекомендовать Философию любви. М.: Политиздат, 1990 или Феномены человеческого бытия А. Б. Демидова, Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999.
В настоящей работе сделана попытка рассмотреть “любовь”, именно, как философскую категорию, то есть найти и описать такие общие свойства и качества, без наличия которых “любовь”, как таковая, невозможна в принципе.
Для облегчения правильного восприятия настоящих размышлений, необходимо предварительно сделать некоторые пояснения.
Первое пояснение состоит в полном признании автором научности и объективности тех направлений психологии, которые признают бессознательное, открытое Зигмундом Фрейдом, и коллективное бессознательное, открытое Карлом Юнгом. В самом общем виде, эти направления можно объединить под эгидой трансперсональной психологии.
Работы З. Фрейда в свое время произвели настоящий переворот во взглядах на традиционную психологию сознания. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства – гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. С этой точки зрения, психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно не адекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения.
Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей, общее для всего человечества. Оно образует всеобщее основание духовной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – есть “предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны”.
Суть второго пояснения состоит в следующем. Философская, этическая мысль в своем историческом развитии определила три основных фактора или уровня, влияющих на формирование нравственных ценностей человека (и на всю его психику в целом): идеалистический (религиозный), социально-исторический и натуралистический. ............