Курсовая работа
по дисциплине: «Социальная психология»
на тему: «Малые группы в современных психологических исследованиях»
2008 г
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Малые группы в социальной психологии.................................................. 6
1.1 Признаки, характеристики и классификации малых групп в социальной психологии...................................................................................................................... 6
1.2 Характеристика основных направлений исследований в психологии малых групп.................................................................................................................... 12
2. Современные социально-психологические исследования в области малых групп 18
2.1 Социально-психологические исследования малой группы в социальной психологии детства........................................................................................................ 18
2.2 Проблемы изучения одаренных детей в современных работах, посвящённых социальной психологии малых групп...................................................... 23
Заключение.................................................................................................... 27
Литература.................................................................................................... 29
Введение
Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше.
Ф. Ларошфуко
Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме курсовой работы «Малые группы в современных психологических исследованиях». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Историю изучения малых групп можно разделить на несколько этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли и личности.
В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX в., выяснился вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие явления социальной фацилитации, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей.
Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп (коакция – это факт одновременного действия рядом членов малой группы, отличный от взаимодействия) к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.
На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. ............