Часть полного текста документа: Жар души сохранить бы до конца дней! Хмелем мечты упиваться упрямо! И ком глины - жилище души моей - Да не рухнет в пыль опустелым храмом! Джек Лондон Сорок лет, прожитые Джеком Лондоном, точно приходятся на ту эпоху в истории Соединенных Штатов Америки и всего мира, которая превратила эту страну из сравнительно изолированной заатлантической буржуазной республики в ведущую империалистическую державу, а на противоположной стороне земного шара подготовила всемирно-историческую социалистическую революцию. Эпоху богатую, изобилующую радикальными сдвигами в социальной сфере, науке, морали, бурную, чрезвычайно сложную и противоречивую, и ее противоречия не могли не найти отражение в полусотни книг, которые теперь составляют литературное наследие писателя. 1876 - год, когда родился Джек Лондон - был для Америки годом в некотором роде особым. В ее духовной и художественной жизни происходили крутые перемены. Шла смена литературных эпох. На литературную арену выходило новое поколение писателей. В том же 1876 году появились "Приключения Тома Сойера" Марка Твена и издал роман "Габриэль Конрой" Брет Гарт, один из зачинателей школы "местного колорита", открывший в своих рассказах пестрый мир калифорнийский золотоискателей. Свой первый роман "Родерик Хадсон" - о трагедии талантливого скульптора - выпустил Генри Джеймс и продолжал работать над вторым, "Американцем", где вывел "нового человека", капиталиста. Революция в печатном деле изменила не только способ выпуска книг и журналов, но и условия самого творчества. Художественное слово становилось товаром. "Издательское дело, став большим бизнесом, приобретало все характерные формы современного индустриального и коммерческого производства... - констатирует академическая "Литературная история Соединенных Штатов Америки". - Конкуренция заставляла издателя формировать новый тип писателя, так же, как и новый тип читателя. Она принуждала авторов продавать свои творческие усилия подороже". Литература США была издавна привязана к рынку, но именно в последние четверти XIX века окончательно сформировалась так называемая массовая, точнее коммерческая - конформистская культура. Издательства и редакции журналов были завалены рукописями несметного количества поставщиков духовного ширпотреба. Их имена забыты и не они определяли течение американской литературы. Дух времени требовал нового материала, динамики, социальной зоркости, правдивого отображения общественных и нравственно-психологических противоречий, обострявшихся по мере того, как США становились ведущей капиталистической державой, высказавшей в канун нового, ХХ века, явные империалистические амбиции (испано-американская война 1898 года). Всего сорок лет продолжался жизненный путь Лондона, а в литературе он работал менее двух десятилетий. Когда охватываешь взглядом созданное Джеком Лондоном (1876-1916), невольно поражаешься интенсивности, напряженности его писательского труда. И дело здесь не просто в количестве книг - их при жизни Лондона вышло пятьдесят, а еще семь были изданы после смерти. Дело прежде всего в глубоком своеобразии творческого поиска Лондона, который был сущностью и смыслом его писательства, его призванием. Ему часто завидовали. ............ |