Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования РФ Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э.Баумана Реферат МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА Выполнен студенткой гр.МТ10-32 Галямовой Ириной Проверил Полуэктов Ю.П. г. Москва,2000г. С О Д Е Р Ж А Н И Е СТР. 1. Введение.................................................... 2 2. Понятие массовая и элитарная культура .......... 3 3. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени .................. 6 4. Жанры массовой культуры ............................. 9 5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам................................... 10 5.1 Влияние времени.............................. 10 5.2 Лексикон или словарь ....................... 11 5.3 Авторство....................................... 11 6. Заключение................................................. 14 7. Литература.................................................. 15 1. Введение. История эволюции понятия "Культура". Основные понятия. Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие). Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума. Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека. В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества. В начале XX века широкую известность получила концепция "локальных" цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества. Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы предложил Лев Гумилев. Он уделил много внимания этому историческому явлению. Ему посвящена заключительная глава основного трактата Гумилева "Этногенез и биосфера Земли", значительная часть главы "Этногенез и культурогенез" работы "География этноса в исторический период" [2]. В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а любая культура - это средство подавления и порабощения человека (Ницше). ............ |