Реферат
Тема:
МАТЕРИАЛИЗМ Х1Х В. НЕОКАНТИАНСТВО
План:
Введение
I. Материализм ХIХ в:
1. Антропологический материализм Л. Фейербаха
2. Диалектический материализм
3. Вульгарный материализм
II. Неокантианство
1. Марбургская школа неокантианства
2. Фрейбургская (баденская) школа неокантианства
Заключение
Литература
Введение
В Х1Х веке происходит бурное развитие естествознания. Каждое новое открытие способствовало разрушению идеалистических и религиозных представлений. Так, что в XIX в. происходит ренессанс материализма.
Тремя его основными течениями в XIX в. были антропологический материализм Фейербах, диалектический материализм и вульгарный материализм.
Непримиримые враги идеализма и религии, эти течения находились в постоянном конфликте друг с другом. Критикуя друг друга, они оспаривали друг у друга право на окончательное решение философских научных и социально - политических проблем.
I. Материализм ХIХ в.
1. Антропологический материализм Л. Фейербаха
В своих сочинениях «Основы философии будущего», «Сущность христианства» и др. Фейербах убедительно доказывает идейное родство идеализма и религии. Логическим источником, как идеализма, так и религии, справедливо считает Фейербах, является отрыв мышления от бытия. Процесс абстрагирования и образования общих понятий умело использует идеализм. Он отрывает понятия от их материальной основы и превращает их в самостоятельные сущности. В то же время Фейербах видит и отличие идеализма от религии. Идеалистическая философия, особенно философия Канта, Шеллинга и Гегеля на место религиозного надмирового бога ставит человеческий разум и доказывает его божественность. Глубокий анализ деятельности этого абстрактного духовного начала значительно приблизил нас к познанию человеческого Я. Так, что идеалистическая философия была известной формой утверждения человеческого разума. Но она не могла преодолеть унижающую человека религию, потому что идеализм – это рафинированная, рационально обработанная религия.
Идеалистическому пониманию бытия, Фейербах противопоставляет материалистическое понимание. Природа есть совокупность вещей и явлений, существующих сами по себе независимо ни от человеческого, ни от божественного разума. Доказать, что что-то существует, говорит Фейербах, значит доказать, что оно существует не только в мысли. Но это доказательство не может черпаться только из одного мышления. Источником наших идей являются ощущения. Но объектом ощущений могут быть не только внешние предметы. В основе самосознания человека также лежат ощущения. Мы воспринимаем не только камни, деревья и т.д., но и ощущаем ощущения, заглядываем в глубину своей духовной жизни. И это созерцание, т.е. восприятие внешнего и внутреннего мира, является критерием истины.
Единство бытия и мышления, таким образом, имеет смысл тогда, когда человек рассматривается как основа, субъект этого единства. Отсюда следует, что новая философия (т.е. философия Фейербаха) превращает человека (включая и природу как базис человека) в единственный универсальный и высший предмет философии. ............