ВВЕДЕНИЕ:
В средние века причины эпидемий действительно не были известны. Их часто связывали с землетрясениями, которые, как утверждал немецкий историк медицины Генрих Гезер, “во все времена совпадали с опустошениями от повальных болезней” . По мнению других, эпидемии вызываются “миазмами” — “заразными испарениями” , которые “порождаются тем гниением, которое совершается под землей” , и выносится на поверхность при извержении вулканов. Третьи думали, что развитие эпидемий зависит от положения, поэтому иногда, в поисках астрологически более благоприятного места люди покидали пораженные города, что в любом случае понижало опасность их заражения.
После изгнания Золотой Орды и Объединения Русских земель вокруг Москвы во время княжения Ивана III великое Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы. К концу шестнадцатого века территория княжества увеличилась почти в двое. В стране было более 200 городов. Численность населения достигала семь миллионов человек.
В середине шестнадцатого столетия в нашей стране были проведены реформы, направленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 году был создан первый Земский собор – новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел. На протяжении пары веков в России состоялось более 50 Земских соборов.
В 1550 году царь Иоанн Четвертый (Иван Грозный) утвердил новый «Судебник» - «вторую полную систему наших древних законов», как писал об этом Карамзин. Через год Иван Грозный собрал в Кремлевском дворце очередной Земской собор, который вошел в историю как стоглавый, по числу глав законов, им утвержденных.
Тем не менее в шестнадцатых – семнадцатых веках практически для всего населения великого Московского Княжества основным и единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины, с одной стороны, передавался в традициях, а с другой – сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях.
Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии. Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обработавали березовой водой, виной и золой, а зашивали волокнами льна, конопли, тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавались на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.
Развитие торговли с соседними странами постоянно расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывались переведенная в восемнадцатом веке с греческого «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в шестом веке посетил Индию, остров Цейлон и Эфиопию, описал их природу, обычаи, а также лекарственный товарообмен с лежащими к западу от них странами. Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести «Александрия», в путевых заметках тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», которые в силу их большой исторической ценности, были включены в русскую летопись, а также в «Прохладном вертограде», впервые переведенном на древнерусский язык с немецкого в 1534 году немецким врачом, профессором медицины, астрологии и других основных наук Николаем Булевым. ............