Курсовая работа 
      по Истории русской культуры
  
 МЕНТАЛИТЕТ И БИЗНЕС В РОССИИ
2005 г.
 
  ОГЛАВЛЕНИЕ:
  
 ВВЕДЕНИЕ. 2
 ГЛАВА 1. Общие представления о ментальности и менталитете в  культурно-историческом и экономическом аспектах. 5
 1.1. Понятие «ментальность»  и «менталитет» 5
 1.2. Основные черты российской ментальности и их отражение  в хозяйственной жизни. 7
 ГЛАВА 2. Влияние российской ментальности на экономические отношения и поведение граждан в современной России.. 11
 2.1. Детерминанты «теневых отношений» в современной России. 11
 2.2. Имидж предпринимателя в представлениях населения. 18
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
ВВЕДЕНИЕ Сегодня проблема ментальности изучается в различных отраслях науки, в том числе в рамках культурологии, истории, политологии, социологии и экономики. Конструкция «менталитет и бизнес» представляет собой относительно новое направление современных исследований, но его значимость не вызывает сомнений, учитывая непростой путь российского бизнеса, пройденный за последние пятнадцать лет, негативные настроения многих россиян по отношению к предпринимательским структурам вообще и личности предпринимателя, в частности. 
 С 1992 года предпринимательство стало вполне легальным и официально одобряемым видом деятельности, однако культурный стереотип, рассматривающий занятие бизнесом как этическую аномалию, остался. Человек, решившийся стать предпринимателем, сразу попадал в ситуацию морального вакуума: для подавляющего большинства россиян бизнес (любой бизнес!) однозначно ассоциируется не столько с «трудолюбием» и «инициативностью», сколько с «нечестностью» и «обманом». Начинающий предприниматель априори подвергнут со стороны общества моральному осуждению и не может не смотреть на себя как на лицо, стоящее во многом за чертой общепринятых норм. Поскольку бизнесмен обречен (независимо от своего личного поведения) олицетворять для сограждан вора и жулика, то у него отсутствуют этические «тормоза». Заранее «осужденный», он с легкостью совершает противоправные действия: его уже подвергли моральному остракизму, и потому действительно совершаемые правонарушения мало вредят его репутации. Бизнесмен не стесняется действовать против общества, общество также не стесняется действовать против любого предпринимателя, не разбирая правых и виноватых. Государственные чиновники глядят на предпринимателя как на «дойную корову», а рядовой российский гражданин интерпретирует конфликт между властью и бизнесом по пословице «вор у вора дубинку украл».
 В такой ситуации анализ проблемы «менталитет и бизнес» представляет большой интерес и значимость. Хотя для решения вышеозначенных проблем имеются определенные теоретические предпосылки, системных исследований в отношении экономической ментальности, специфики ее формирования в России недостаточно, лишь в некоторых современных публикациях можно встретить те или иные аспекты корней российской «теневизации» и исследования экономического поведения граждан в культурологическом аспекте.
 Цель курсовой работы – рассмотреть особенности менталитета и бизнеса в России и их взаимного влияния.
 В задачи работы входит:
 1) изучить научные представления о ментальности и менталитете; 
 2) выявить и проанализировать черты российской ментальности и особенности их проявления в экономической жизни и поведении людей;
 3) показать влияние российской ментальности на характер экономических отношений в обществе, определить признаки детерминирующие «теневые» процессы и факторы, воздействующие на формирование негативного облика российского предпринимателя.
 Теоретической и информационной базой работы послужили труды: Ю.Н.  ............