Часть полного текста документа:Место России в мировой истории Медушевский В. В. Не понять и не восчувствовать смысл уникального искусства России, не приметив ее особого места в истории человечества. Что есть место народа в истории? Как возникает, чем определяется? "История - таинственное единение Божьей воли и свободы человеческой"10. "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). Он любит всех - и любящих Его, и не любящих. Но, дабы все могли войти в Его любовь, различает их: "гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). К народам, после их выделения из общего человеческого рода и разделения, сказанное относится так же, как и к отдельным людям. В силу соборной природы человека народы тоже имеют свою "судьбу" - уникальную цепь исторических обстоятельств, предлагаемую промышлением Божиим. Для того это, чтобы все чувствовали соборную ответственность: дети за родителей, родители за детей, ибо без такой ответственности любви человек - недочеловек. Бог не обижает никакой народ, но для каждого намечает свое особое послушание, раздает дары и назначает наказания в соответствии с направлением народной воли. В апостасийном сознании современности непопулярна эта мысль. Ныне модно думать: дурно или духовно-нравственно живут отдельные люди (каждый - за себя), а народ тут не при чем. Народ - как бы среднее арифметическое множества индивидов. Бог судит об этом иначе. Народы тоже ведут себя пред лицом Божиим смиренно или нагло. Получая от Него вразумление наказанием, народ, как и отдельный человек, должен встретить его покаянием, меняя жизнь и вновь проникаясь любовью к Богу. И чем быстрее, тем лучше. Малые промедления в покаянии углубляют болезнь и надолго затягивают выздоровление. Эта истина открывается при внимательном вглядывании в историю, а особенно при чтении Священного Писания: две линии в поведении народов явственно обозначились в послепотопном человечестве в период построения Вавилонской башни и разделения языков, пронесли себя через всю историю человечества, обнажатся при ее окончании. Судьбы народов в истории ветхого человечества. Нимрод, внук Хама, сын Куша, начав "быть силен на земле" (Быт.10:8; 1 Пар. 1:10), приступил к строительству Вавилонской башни. Зачем? Зная пророчество Божие о том, что потомки Хама исторически будут рабами сначала роду Сима, а затем Иафета, ведая и о предстоящем рассеянии, он не смирился, не призвал народ к покаянию за грехи отцов, но воспротивился Богу, уповая на земное могущество и земные - властные, внешние - методы объединения людей вокруг задуманной столицы мира. Потомками Хама изобретен принцип империи, силового объединения людей, которое должно было охватить и весь мир. "И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" (Быт.11:4). В переводе свт. Филарета Московского с др.-евр. - "сделаем себе имя, чтобы нам не рассеяться по лицу земли". Святитель пишет, что желание сделать Вавилон столицей мира и могуществом централизованной имперской власти удержать человечество от рассеяния особенным образом возбуждало племя Хамово, которому более всего угрожало пророчество11. По преданию, Нимрод (его имя означает "бунтовщик", "горделивец") в знак вызова Богу пустил стрелу в небо. Но по попущению Божию строители, забыв общий язык, гонимые враждою (она неизбежна при отречении от всеединящей Божьей любви), разбежались по всем концам земли; почерневшее Хамово племя устремилось в Африку (страна Куш, названная по имени сына Хама, есть Эфиопия). Разделение языков и рассеяние племен предотвратило всемирную диктатуру греха и предоставило народам возможность независимого самоопределения относительно Божией любви. ............ |