ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДЕГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет начального образования
Кафедра естественно-математических дисциплин
и методик преподавания в начальных классах
Специальность
Педагогика и методика начального образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе
Работу выполнила
студентка 253 группы
Чеснакова Анна Васильевна
Научный руководитель
к.п.н., доцент Туркина В.М.
Зав. Кафедрой
д.п.н., доцент Марченко Т.С.
_________________________
(решение о допуске и подпись)
«____»____________200___г.
Петрозаводск 2008г.
Содержание
Введение……………………………………………………………стр. 3
Глава I. Процесс работы над задачей…………...…......................стр. 6
1.1. Задача и умение её решать…………………………………..стр. 6
1.2. Виды арифметических задач………………….....................стр. 11
1.3. Этапы работы над задачей………………...…......................стр. 16
1.4. Уровни умения решать задачи……………...……………....стр. 25
1.5. Понятие преобразования задачи…………...…………….....стр. 29
1.6. Выводы…………………………………….....................….....стр.36
Глава II. Методика обучения преобразованию задач…………...стр. 37
2.1. Преобразования задачи на уроках математики в
начальной школе……………………......……………………….....стр. 37
2.2. Подготовительная работа…………………….....................…стр. 40
2.3. Обучение преобразованию задач……………………………..стр. 43
2.4. Закрепление умения преобразовывать задачи……………….стр. 53
2.5. Обсуждение результатов эксперимента…….......................…стр. 55
Заключение…………………………………………………………...стр. 59
Список литературы……………………………………………….....стр. 60
Введение
В курсе математики начальной школы задачи занимают большое место. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни умения, связанные с решением то и дело возникающих проблемных ситуаций. Но чтобы решить проблему, нужно понять ее суть и сформулировать словесно. Поэтому очень важно научить школьников формулировать задачу. Опыт многих учителей показывает, что эта проблема трудно разрешима. В школе большое внимание уделяется решению готовых задач, но практически не ведется работа по их составлению и преобразованию.
Необходимо отметить, что составлению и преобразованию задач уделяется некоторое место в процессе обучения математике. Но каждая задача связана с другими задачами, которые можно из нее получить, например, аналогичные задачи, обратные задачи, задачи, в которых изменен вопрос или условие и т. д. Вот этой связи и не понимают ученики. Поэтому каждую следующую задачу они воспринимают как новую. Установление наличия этой связи помогает школьнику осознать приемы получения новых задач, что постепенно снимает страх перед решением каждой новой задачи. Следовательно, возникает необходимость учить детей не только составлять задачи по выражению, по краткой записи и т.д., но и преобразовывать задачи.
Отсюда вытекает проблема исследования: поиск эффективной методики работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования.
Анализ литературы (М.А. ............