Часть полного текста документа:Методология построения ЭС. 1. Подход к проектированию ЭС.     Проектирование ЭС имеет существенное отличие от проектирования традиционных информационных систем в силу того, что постановка задач, решаемых экспертной системой может уточняться во время всего цикла проектирования. Вследствие этого возникает потребность модифицировать принципы и способы построения базы знаний и аппарата лгического вывода в ходе проектирования по мере того, как увеличивается объем знаний разработчиков о предметной области.     В силу отмеченных особенностей при проектировании ЭС-м применяется концепция "быстрого прототипа". Ее суть: разработчики не пытаются сразу построить законченный продукт. На начальном этапе создается прототип, к-рый должен удовлетворять двум условиям:     1) он должен решать типичные задачи предметной области;     2) с другой стороны трудоемкость его разработки должна быть очень незначительной.     Для удовлетворения этих условий при создании прототипа используются инструментальные средства, позволяющие ускорить процесс программирования ЭС (скелетные языки, оболочки ЭС). В случае успеха прототип должен расширяться дополнительными знаниями из предметной области. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа или проектировщики могут прийти к выводу о непригодности методов искуственного интеллекта для данного приложения.     По мере увеличения знаний о предметной области прототип может достичь такого состояния, когда он успешно решает все требуемые задачи в рамках предметной области. В этом случае требуется преобразование прототипа в конечный продукт путем его перепрограммирования на языках "низкого уровня", что обеспечит увеличение быстродействия и эффективности программного продукта.     Кол-во разработчиков ЭС не должно быть меньше 4 чел., из к-рых 1 явл-ся экспертом ПО, 2 - инженеры по знаниям или проектировщики ЭС, 1 - программист, осуществляющий модификацию и согласование инструментальных средств.     В дальнейшем, в процессе преобразования прототипа в конечный продукт, состав программистов должен быть увеличен.      2. Основные этапы разработки ЭС.                                             1. Идентификация.     2. Концептуализация.     3. Формализация.     4. Выполнение.     6. Тестирование.     a. Переформулирование     b. Переконструирование     c. Усовершенствование     d. Завершение     В состав функций этапа 1 входит:     1) определение команды проектировщиков, их роли, а также формы взаимоотоношений;     2) определение целей разработок и ресурсов;     3) описание общих характеристик проблемы, входных данных, предполагаемого вида решения, ключевых понятий и отношений.     Типичные ресурсы этого этапа: источники знаний, время разработки, вычислительные ресурсы, объем финансирования.     На этапе 2 эксперт и инжинер по знаниям формализуют ключевые понятия, отношения и характеристики, которые выявлены на предыдущем этапе. Данный этап призвн решить следующие вопросы:     определить типы данных, выводимые понятия, используемые стратегии и гипотезы, виды взаимосвязей между объектами, типы ограничений, накладываемых на процесс решения задачи, состав знаний, которые используются для выработки и обоснования решений.     Опыт показывает, что для успешного решения вопросов этого этапа целесообразно составлять протокол действий и рассуждений экспертов в процессе проектирования.  ............   |