Часть полного текста документа:Калининградский Государственный Технический Университет Кафедра СУ и ВТ Реферат "Методы и модели интеллектуального автоматизированного контроля знаний" Проверил к.тн., доцент кафедры СУ и ВТ КГТУ Рудинский Игорь Давидович оценка___________________ "______"_____________2001 _________________________ Выполнил Соловей Евгений Владимирович "____"_________2001 __________________ Калининград 2001 Аннотация Настоящий реферат содержит результаты анализа методов и моделей интеллектуального контроля знаний с применением средств вычислительной техники, существующих на данный момент в области образования. Также рассказывается о новых разработках в этой области и собственных мыслях автора. Узловыми вопросами работы является обзор имеющихся средств автоматизации контроля знаний и тестирования, теоретические разработки различных авторов, методы построения интеллектуальных систем контроля, модели оценивания знаний. Содержание Введение 5 1. Контроль и тестирование 7 1.1 Функции контроля 7 1.1.1 Контролирующая функция 7 1.1.2 Обучающая функция 7 1.1.3 Диагностическая функция 8 1.1.4 Прогностическая функция 8 1.1.5 Развивающая функция 8 1.1.6 Ориентирующая функция 9 1.1.7 Воспитывающая функция 9 1.2 Методы контроля 9 1.2.1 Устная проверка 9 1.2.2 Проверка письменно - графических работ 11 1.2.3 Проверка практических и лабораторных работ 12 1.3 Средства контроля 12 1.3.1 Безмашинные средства контроля 12 1.3.1.1 Проверка домашнего задания 12 1.3.1.2. Диктант 13 1.3.1.3 Организация самостоятельных работ 13 1.3.1.4. Организация контрольных работ 13 1.3.2 Машинные средства проверки 14 1.4 Компьютерное тестирование 14 2. Интеллектуальное тестирование 19 2.1 Методы и модели 20 2.1.1 Модели распознавания образа уровня знаний 20 2.1.2 Предметно - критериальная методика составления тестов 22 2.1.3 Метод определения количества образовательной информации 24 2.1.4 Информационно-генетические алгоритмы 26 2.1.5 Модель Раша 28 2.1.6 Абсолютная временная шкала измерения знаний 31 2.1.7 Методика статистического анализа качества обучения 32 2.1.8 Модель адаптивного тестового контроля 34 2.1.9 Концептуальная модель адаптивного тестового контроля знаний 36 2.1.9.1 Блок целей обучения 36 2.1.9.2 Блок содержания 36 2.1.9.3 Блок измерения 37 2.1.9.4 Блок адаптивного обучения 39 2.1.9.5 Блок системы мониторинга. 42 2.1.10 Технология рейтинговых исследований качества образования с применением нейронных сетей 42 2.2 Собственные разработки 45 2.2.1 Тестирование по методу цепочек вопросов 45 2.2.2 Автоматизированный контроль знаний по методике уточняющих вопросов 46 2.2.4 Алгоритмы прямого тестирования в интеллектуальной автоматизированной системе контроля знаний 48 2.2.5 Метод адаптивного автоматизированного тестирования знаний 50 Заключение 52 Список использованной литературы 54 Введение В последние годы в России в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации промежуточного и финального контроля результатов обучения учащихся самых различных учебных заведений, начиная от школ и заканчивая коммерческими курсами. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге вычислительной системы с пользователем. Стремительный рост быстродействия компьютерных систем, уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных систем программирования увеличило потребность в системах, позволяющих объективно, быстро и надежно оценивать знания учащихся, предлагая интересные формы взаимодействия с ними. Но вопрос создания таких систем является не однозначным, и авторы существующих разработок иногда отходят от педагогической и психологической стороны вопроса, пытаясь максимально увеличить привлекательность своих программных продуктов за счет средств мультимедиа. ............ |