Часть полного текста документа:Методы и приемы коррекции нарушений развития образа себя в раннем возрасте Авдеева Н. Н. Нарушения в развитии образа себя в раннем детстве могут иметь различные причины. Прежде всего, это нарушения взаимодействия и общения ребенка с близким взрослым. Если малышу не хватает заинтересованного, адресованного ему как личности отношения взрослых, потребуется организация специальных занятий, насыщенных личностно-ориентированным общением, с целью усилить переживание ребенком своей значимости для других, укрепить его положительное самоощущение, развить представление о себе. Коррекционные занятия проводятся педагогом индивидуально, с каждым из детей отдельно, а также в группе. Во время индивидуальных занятий делается акцент на личностных, субъектных проявлениях ребенка. Взрослый поддерживает инициативы малыша, предлагает ему выбор занятий, действий и оценивает личный выбор ребенка как значимый, ценный для себя, подчеркивая право ребенка на свободное волеизъявление. Во время занятий взрослый беседует с ребенком о друзьях, любимой игрушке, о том, что малыш видел на прогулке, проявляя тем самым личную заинтересованность жизнью и переживаниями ребенка, показывая, что переживания ребенка, то, что с ним происходит, события его жизни, личный опыт - все это значимо для взрослого. Помимо беседы коррекционные занятия включают игру взрослого с ребенком. Рассмотрим различные варианты коррекционной игры. Игра в мяч. Занятие начинается с того, что малышу предлагается выбрать из большой корзины с мячами тот мяч, который ему больше нравится. После того, как ребенок выбрал определенный мяч, взрослый хвалит его за удачный выбор: "Какой ты красивый мяч выбрал, вот молодец", и предлагает поиграть. Для детей второго года жизни предлагается легкое задание: катать или бросать мяч друг другу. Для детей третьего года жизни - перекатить мяч по определенному коридору из кубиков или по очереди кидать в корзину. По мере того как ребенок справляется с заданием, его следует усложнить. Например, коридор сужается, а корзина отодвигается все дальше и дальше. По ходу игры взрослый хвалит малыша. Похвала должна относиться не только к конкретным действиям ребенка, но и к нему как личности: "Молодец, какой ты ловкий. Ты точно попал в корзинку". При необходимости малыша следует подбадривать, оказывая ему эмоциональную поддержку. "Смотри, у тебя получается все лучше и лучше", - с улыбкой, ласково обнимая ребенка, говорит взрослый. Решая все более трудные задачи, малыш имеет возможность самостоятельно оценить свои успехи, свое продвижение в выполнении заданий взрослого, что расширяет и обогащает его опыт, а также знания о своих достижениях. Пирамидка. Взрослый и ребенок совместно собирают пирамидку. Для младших детей можно использовать пирамидки в виде "Петуха" или "Зайчика", а для детей постарше - "Башню замка". В ходе игры взрослый постепенно привлекает малыша к все более активному выполнению задания, пока ребенок не собирает пирамидку полностью самостоятельно. Поначалу взрослый сам собирает пирамидку, а малыш лишь подает кольца. Затем взрослый начинает, а ребенок продолжает. Некоторое время они действуют поочередно. А затем меняются ролями: действует преимущественно ребенок, а взрослый подает кольца и помогает при затруднениях. Взрослый комментирует действия ребенка, отмечает успехи, продвижение в освоении действий, сравнивает ребенка с его же уровнем до начала совместной деятельности, когда малыш еще не умел нанизывать кольца на пирамидку. Рассказы по картинкам. ............ |