1. Логопедия как наука
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает:
- причины
- механизмы
- симптоматику нарушений речевой деятельности
- течение
- структуру
Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов:
«Логос» - слово
«Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Предмет логопедии -- 1. нарушения речи
2. процесс обучения и воспитания правильной речи у лиц с
речевыми расстройствами
Объект изучения – человек, страдающий речевыми нарушениями.
Нарушения речи изучают также представители других наук:
- физиологи
- невропатологи
- психологи
- лингвисты
Каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Логопедия относится к блоку наук специальной педагогики.
Структура логопедии:
Цель логопедии
v разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи
v предупреждение речевых расстройств.
Первое упоминание о речевых расстройствах имеется в древнегреческой культуре – папирус, относящийся к 17 в. до н.э. Считается, что этот папирус является копией еще более древнего трактата, датируемого 30 в до н.э.
В нем назывались заболевания речи, ставились DS, предписывалось лечение.
Наиболее полное и системное описание речевых расстройств дает в античной медицине Гиппократ. В его сочинениях описаны:
· потеря голоса
· потеря речи
· нарушения звукопроизношения
· непонятная речь
· заикание
Задачи логопедии
1. изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений
2. определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи
3. выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие
4. изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии
5. выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений
6. разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств
7. систематизация речевых расстройств
8. разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений
9. совершенствование методов профилактики речевых расстройств
10. разработка вопросов организации логопедической помощи
Существуют два аспекта логопедии:
-- теоретический -- практический
Принципы и методы логопедии как науки
Логопедия опирается на следующие основные принципы
· системность
· комплексность
· принцип развития
· взаимосвязь с другими сторонами психического развития
· деятельных подход
· онтогенетический принцип
· принцип учета этиологии и механизмов
· учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта
· принцип обходного пути
· общедидактические принципы
Рассмотрим некоторые из них:
1. Принцип системности
Речь – сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. ............