Часть полного текста документа:Методы перехвата API-вызовов в Win32 Игорь В. Филимонов Введение Данная статья написана в результате анализа известных методов перехвата API-вызовов в Windows. В некоторых широко известных примерах реализации перехвата системных функций есть небольшие ошибки, которые в некоторых случаях приводят к тому, что перехват не работает. Один из таких примеров был описан в RSDN Magazine #1, другой - в известной книге Джеффри Рихтера "Windows для профессионалов: создание эффективных Win32-приложений с учетом специфики 64-разрядной версии Windows", 4-е издание. Перехват системных функций операционной системы - приём, известный давно. Обычно перехватывается некоторая системная функция с целью мониторинга или изменения её поведения. Во времена DOS программисты перехватывали программные прерывания (int 21h, int 16h, int 10h). С приходом Win16 понадобились средства для перехвата API-функций. И, наконец, с появлением Win32 средства перехвата ещё раз эволюционировали, подстроившись под новую систему. Операционные системы семейства Windows никогда не содержали встроенных средств, специально предназначенных для перехвата системных функций. И понятно почему - всё-таки это немного хакерский приём. Поэтому перехват обычно осуществляется "подручными средствами", и для его реализации нужно чётко представлять многие глубинные аспекты устройства и функционирования операционной системы. В данной статье рассматриваются методы реализации перехвата системных API-функций в 32-разрядных операционных системах Windows. Рассматриваются особенности реализации перехвата в Win9X (Windows 95/98/98SE/ME) и WinNT (Windows NT/2000/XP/2003). Особенности организации памяти в Windows Так как перехват практически всегда связан с модификацией памяти (либо кода перехватываемой функции, либо таблиц импорта/экспорта), то для его осуществления необходимо учитывать особенности архитектуры памяти WinNT и Win9X. Каждому процессу (начиная с Windows 95) выделяется собственное виртуальное адресное пространство. Для 32-разрядных процессов его размер составляет 4 Гб. Это адресное пространство разбивается на разделы, функциональное назначение и свойства которых довольно сильно отличаются у семейств ОС WinNT и Win9Х. Адресное пространство любого процесса в Win9Х можно разделить на три раздела: Младшие два гигабайта (00400000-7FFFFFFF) - код и данные пользовательского режима (в диапазоне 00000000-003FFFFF расположены разделы для выявления нулевых указателей и для совместимости с программами DOS и Win16); Третий гигабайт - для общих файлов, проецируемых в память (MMF), и системных DLL. Четвёртый гигабайт - для кода и данных режима ядра (здесь располагается ядро операционной системы и драйверы). Старшие два гигабайта являются общими для всех процессов. Основные системные DLL - kernel32.dll, advAPI32.dll, user32.dll и GDI32.dll загружаются в третий гигабайт. По этой причине эти четыре библиотеки доступны всем процессам в системе. Поскольку этот гигабайт общий, они существуют во всех процессах по одним и тем же адресам. Из соображений безопасности Microsoft запретила запись в область, куда они загружаются. Если же запись туда всё же произвести (а это возможно из режима ядра или недокументированными методами), то изменения произойдут во всех процессах одновременно. В WinNT общих разделов у процессов нет, хотя системные библиотеки по-прежнему во всех процессах загружаются по одинаковым адресам (но теперь уже в область кода и данных пользовательского режима). ............ |