Часть полного текста документа:1. "Учебный предмет" как категория дидактики 1. это система педагогически-адаптированного, ценностного и целеориентированного знания, соответствующего определенной области науки или практики. 2. это система видов совместной познавательной деятельности, предметом которой является педагогически адаптированные знания. 3. образовательная программа, построенная на определенной области знания. Основная структурная единица учебно-воспитательного процесса. Каждый У.п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные научные знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностранный язык, черчение), способности к определённому восприятию действительности (изобразительное искусство, музыка). Однако предмет школьного изучения нельзя идентифицировать с соответствующей областью науки, т.к., во-первых, он специфично отражает её содержание, во-вторых, в У.п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, не свойственных собственно содержанию науки. У.п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает и другие компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др. Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У.п., которые соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию - основы наук; нравственному воспитанию - предметы социального цикла; эстетическому воспитанию - предметы эстетического цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла. 2. Психология как учебный предмет. 3. Знание как категория дидактики. Знание это образ объекта в сознании субъекта. Знание предстает как форма развивающаяся, включающая в свое содержание и указание на границы своей применимости, и указание на способы своего получения (возникновения). В понятие знание включаются - умения и навыки. трактуются как формы познавательной активности субъекта, указывающие на ее операционально-динамическую сторону. Знание всегда о чем-то, оно предметно. Умения и навыки - субъектны. Они характеризуют способность человека к преобразованию, трансформации объекта сообразно с закономерностями его собственного существования. 4. Психологическое знание и его специфика. Психология - это отрасль знания, или, система доказательного знания о психической реальности. Объект психологии есть объективированные формы субъектной активности. Психологическое знание в существенной свой части - это знание о сознании. Ведущая особенность психологического знания состоит в том, что оно возникает как результат осознания свойств сознания. В психологическом знании явственно обнаруживается то, что оно есть единство процессов объективации и субъективации (осмысления). ВЕРИФИКАЦИЯ (от латинского verus - истинный и facio - делаю), проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, фактическими данными, экспериментом. Специфика психологического знания в том, каковы процедуры его верификации. В данном случае верификация предполагает соотнесение типичного, наиболее вероятного поведения со сформировавшимися у субъекта представлениями о должном, социально одобряемом поведении. ............ |