Часть полного текста документа:МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "Методы психогенетики" Авторизованный реферат по курсу "Психогенетика" Фамилия, имя, отчество студента Номер зачетной книжки Руководитель (преподаватель) Рецензент ____________________________ З/О МОСКВА - 2002 год Содержание Содержание 2 Психогенетика 3 Методы психогенетики 4 Метод близнецов 6 Классический близнецовый метод. 9 Метод контрольного близнеца. 10 Лонгитюдное близнецовое исследование. 10 Метод близнецовых семей. 10 Исследование близнецов как пары. 10 Сопоставление близнецов с не близнецами. 10 Метод разлученных близнецов. 11 Метод частично разлученных близнецов. 12 Генеалогический метод 13 Популяционный метод 17 Метод приемных детей 18 Заключение 21 Литература: 22 Психогенетика Психогенетика - междисциплинарная область знаний, пограничная "между психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой; предметом ее исследований являются относительная роль и действие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития. В западной литературе для обозначения этой научной дисциплины обычно используется термин "генетика поведения". Однако в русской терминологии он представляется неадекватным (во всяком случае, применительно к человеку). И вот почему. В отечественной психологии понимание термина "поведение" изменялось, и достаточно сильно. У Л.С. Выготского "развитие поведения" - фактически синоним "психического развития", и, следовательно, для него справедливы закономерности, установленные для конкретных психических функций. Однако в последующие годы "поведение" стало пониматься более узко, скорее как обозначение некоторых внешних форм, внешних проявлений человеческой активности, имеющих личностно-общественную мотивацию. С.Л. Рубинштейн еще в 1946 г. писал, что именно тогда, когда Мотивация перемещается из сферы вещной, предметной, в сферу личностно-общественных отношений и получает в действиях человека ведущее значение, "деятельность человека приобретает новый специфический аспект. Она становится поведением в том особом смысле, который это слово имеет, когда по-русски говорят о поведении человека. Оно коренным образом отлично от "поведения" как термина бихевиористской психологии, сохраняющегося в этом значении в зоопсихологии. Поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нормам". Б.Г.Ананьев вопрос о соотношении "поведения" и "деятельности" рассматривал в ином аспекте, а именно с точки зрения того, какое из этих двух понятий является более общим, родовым. Он полагал, что его решение может быть разным в зависимости от ракурса изучения человека. Задача психогенетики - выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам. Результаты современных психогенетических исследований дают информацию о механизмах действия среды в такой же, если не в большей, степени, как и о механизмах действия Генотипа. ............ |