Часть полного текста документа:Методы системной фонологии М. В. Черноглазова 1. Задачи фонологического анализа. Сегментные единицы. Членение текста Современная фонология как наука о звуковом строе языка имеет в своём арсенале целый ряд методов идентификации лингвистических единиц и анализа их отношений. В данной статье будут описаны традиционные методы и этапы фонологического исследования, кратко охарактеризованы методологические подходы основных фонологических школ и более подробно раскрыты методы, являющиеся основой фонологического исследования системной фонологии. Задачей системной фонологии является исследование единиц звукового уровня языка на основе положений теории лингвистических систем, концепция которой изложена в работах Л. Н. Черкасова [12, 13, 14, 15]. Главной задачей теории лингвистических систем является описание языковых явлений с точки зрения системного подхода, без которого трудно представить современную науку. Существующие фонологические теории основаны на разнообразных подходах к статусу фонологии как науки и различных определениях изучаемых ею фонологических единиц. Результатом этого разнообразия является несхожесть методов исследования и его результатов. Поскольку нашей главной задачей является изложение методов системной фонологии, в данной статье мы охарактеризуем традиционные методы фонологического анализа лишь кратко, взяв за основу авторитетный академический источник. Подробному анализу и типологии методов и приёмов фонологии посвящён раздел "Фонология" трёхтомника "Общее языкознание" под редакцией Б. А. Серебренникова [7], автором которого является В. И. Постовалова. Ссылаясь на К. Хокетта, она отмечает: что все фонологические школы исходят из положения о том, что "в языке имеется фонологическая система, не наблюдаемая прямым путём и выводимая из прямо наблюдаемых фактов" [20. С. 147]. При любом подходе к трактовке понятия фонологической системы задача её описания имеет две составляющие: - во-первых, необходимо установить и описать элементы/единицы системы; - во-вторых, нужно установить отношения между этими элементами/единицами. Далее мы обратимся к методам анализа сегментных единиц фонологии и их отношений. Основными сегментными единицами являются a) фонологический признак, реализацией которого на ступени наблюдения служит акустическое свойство или артикуляционный признак звука речи, и b) фонема (а также, в различных школах, архифонема [11], гиперфонема [9], квазифонема [6]), коррелятом которой на ступени наблюдения служит звук. Фонолог, задачей которого является изучение, описание или моделирование фонологической системы языка, имеет дело с текстом, линейным по природе. Возможны два пути разделения текста на единицы: а) дедуктивный - расчленение текста на части, затем на более мелкие части и т. д., и б) индуктивный - расчленение текста на далее неделимые сегменты, а затем -получение более крупных единиц, представляющих собой комбинации более мелких единиц. Первый способ применяется в глоссематике [5], второй составляет основу процедур анализа в дескриптивной фонологии [2]. Однако практически большинство школ исходят в своей практике анализа из высказываний, приблизительно равных по длине слову. На выбор процедур извлечения системы из текста влияет решение вопроса о степени использования при анализе субстанции: либо только как вспомогательного средства (например, в глоссематике - для изучения формы языка [5]), либо как результат реализации единиц языка, обладающих и идеальными, и материальными свойствами [11, 9, 8, 3 и др.]. ............ |