1. Понятие личности и личностного потенциала сотрудника
Под личностью понимается совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.
Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Так, Рубинштейн выделяет в структуре личности следующие элементы (рис.1.1).
Направленность Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, мотивах деятельности и поведения, мировоззрении
Индивидуально-типологические особенности Проявляются в темпераменте, характере, способностях
Знания, умения, навыки Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
Личностный потенциал сотрудника представляет собой совокупность его возможностей и способностей к выполнению трудовой деятельности и включает составляющие, представленные на рис.1.2.
Использование термина «потенциал» по отношению к личности руководителя должен описывать не только его потенциальные возможности, но и интегральные способности к эффективному управлению организацией.
Психофизиологический
-работоспособность;
-выносливость;
-физическое и психическое здоровье;
-возраст;
-тип темперамента;
-черты характера;
-семейное положение;
-национальность;
-внешность, вес;
-воспитанность;
-коммуникабельность;
-образ жизни, привычки, потребности и интересы.
Трудовой
-общеобразовательная, профессиональная и экономическая подготовка;
-уровень интеллекта;
-профессиональные знания, умения, навыки, стаж работы по данной профессии;
-познавательные способности;
-способности к сотрудничеству и взаимодействию;
-идентификация с коллективом.
Инновационный
-креативные способности;
-потребности и способности к самореализации;
-инициатива;
-ценности;
-мотивация;
-способность к профессиональному росту и непрерывному образованию
2. Современная концепция управления персоналом
Современная концепция управления персоналом Концепция управления персоналом представляет собой систему теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управление персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование модели управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. ............