ПСКОВСКИЙ ВОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Отделение социологии
Дипломная работа
МИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Выполнена студенткой V курса
дневного отделения
ШАПОВАЛОВОЙ Натальей Арнольдовной
Научный консультант
СУХАЧЕВ Вячеслав Юльевич,
кандидат философских наук,
доцент кафедры философской антропологии
философского факультета
Санкт-Петербургского государственного университета
ПСКОВ
Оглавление
Введение
Часть 1. История рассмотрения понятия "миф". Основные теоретические подходы
1. Исторические корни современного толкования мифа
2. "Ремифологизация" в философии и культурологии
3. Ритуализм и функционализм
4. Французская социологическая школа
5. Символическая теория эрнста кассирера
6. Психологические подходы
7. Методы структурализма в изучении мифа
8. Русская традиция в изучении мифотворчества
9. Итоги первой части
Часть 2. Мифические аспекты идентификации
1. Ритуал и идентификация
2. "Переход пределов" и проблема я
3. Формы реализации "вневременного" состояния я
4. Миф и образование
5. Школа - вуз. Смена идентификационных объектов
6. Бессознательное и ритуал: попытка объяснения в рамках теории к.г. Юнга
Часть 3. Область практического приложения результатов работы
1. Специфика проблемы
2. Анализ дискурсивности университета
3. Текстовый анализ (пример)
4. Анализ эмблемы (пример)
Итоги работы
Литература
Введение XX век бесконечно расширил поле интеллектуальных инициатив ученых и исследователей всех отраслей наук о человеке. Человек утратил свою одномерность, заданную веком Просвещения, и сейчас по отношению к нему в гораздо большей мере применимы метафоры из мистико-оккультных наук, нежели из области геометрии. Неизведанность и величина его тайны поражают, поскольку все проекты, предпринятые в этом направлении несут свою правду, нимало не исчерпывая его глубины. Это как из детской загадки: чем больше черпаешь из этой бездны - тем больше она становится.
Социология также не стоит в стороне от этого процесса. Первоначально ориентированная позитивистски в своем исследовании общества, сейчас она фундаментально изменила угол зрения, и теперь изучает общество через человека, его образ жизни, психику, сознание, способы социального действия.
Этим же всплеском интереса к человеку объясняется реанимация понятия "миф" в современном научном познании, происходящая по всему фронту гуманитарных дисциплин. Миф, категория скорее сказочная, таинственная, стал обычным фактом нашей жизни и объектом изучения. Мифологические исследования пережили бурную историю - опыт рефлексии над этим понятием постоянно расширяется, развиты принципиально новые методы анализа, установлены теснейшие связи со многими дисциплинами, которые прежде либо не связывались с мифом, либо вообще не существовали: лингвистикой, этнологией, семиотикой. В течение последних десятилетий главное русло теоретических исследований мифа - структурный метод, за которым стоит и структурализм как общий взгляд и подход, как философское направление.
В первой части работы мы поставили задачу - показать весь диапазон исследовательских подходов к этому феномену. ............