Министерство образования и науки Украины
 Сумский Государственный Университет
 Расчетно-графическая работа
  
 по курсу:
 ”Микропроцессорная техника и аппаратура контроля
 в рабочих машинах ”
 Выполнил                    Приходько А.Н.
 Группа                         ТМ-42
 Вариант                        57
 Проверил                     Петровский М.В.
 Сумы 2007
  Задание.
 Описать работу электрической схемы управления автоматическим пуском электродвигателя постоянного тока в соответствии с заданным вариантом. Привести пусковую диаграмму в виде механических характеристик.
 Для получения схемы   для своего варианта необходимо в исходной схеме (рисунок 1) заменить соответствующие элементы согласно варианту.
    Таблица 1 - Исходные данные. 
  
    
    
    
             Рисунок 1- Исходная схема управления пуском электродвигателя.
  Условные обозначения на схеме.
  - Двигатель постоянного тока;
 - обмотка возбуждения двигателя;
 - нормально-замкнутый размыкающий контакт;
 - контакт, размыкающийся с самовозвратом (кнопка «СТОП»);
 - контакт, замыкающийся с самовозвратом (кнопка «ПУСК»);
 - нормально-замкнутый контакт на замыкание с задержкой времени;
 - нормально-замкнутый контакт на размыкание с задержкой времени;
 - реле времени;
 - электромагнитная обмотка реле;
 - замыкающий контакт электромагнитного реле (ключ);
 - сопротивление в силовой цепи двигателя.
 - нормально-замкнутый размыкающий контакт
  Рисунок 2- Схема управления пуском электродвигателя согласн  варианту задания.
 Для удобства описания работы в исходную схему были внесены некоторые изменения в индексы контакторов (КМ), реле времени (КТ)  и комплекта, размыкающегося с задержкой времени при возврате (КТ).
 Описание работы электрической схемы.
 1. Когда схему подключают к источнику питания, под напряжением оказывается обмотка возбуждения двигателя (LM). Контакт КМ 1.3 замкнут, следовательно, реле времени КТ 1 находится под напряжением, а его контакт КТ 1.1 – замкнут.
 2. При нажатии кнопки «ПУСК» (контакт SB2):
 -  срабатывает реле КМ 1, замыкаются контакты КМ 1.1, КМ 1.2, КМ 1.4, а контакт КМ1.3 – размыкается;
    - на якорь двигателя поступает напряжение сети через резистор R2, срабатывает реле времени  КТ3;
    - контакт КМ 1.2 «блокирует» кнопку SB2, и двигатель не отключается после отпускания кнопки;
    - контакт КМ 1.3 разрывает цепь реле КТ 1, и оно обесточивается, но контакт КТ 1.1 замкнут, так как срабатывает задержка на размыкание, работают реле КМ 2.1 и КМ 4.1, шундируются сопротивления R1 и R3;
    - затем через время размыкается контакт КТ 1.1, перестаёт работать реле КМ 2.1;
    - через время замыкается контакт КТ 2.1, срабатывает реле КМ 3.1, шундируется сопротивление R2;
    - по истечении времени задержки выключается контакт КТ 3.1, перестаёт работать реле КМ 4.1.
 3. При нажатии кнопки «СТОП» (контакт SB1) размыкается цепь реле КМ 1 и размыкается его контакт КМ 1.1, тем самым, разрывая цепь якоря, что приводит к остановке двигателя. Контакт КМ 1.3 замыкается и срабатывает реле времени КТ 1.
                                   Рисунок 3 – Пусковая диаграмма.
 Участок 0 – 1 – включение двигателя; частота вращения  n = 0, момент М= Мпусковой.
 Участок 1 – 2  – разгон двигателя.  ............