Часть полного текста документа:Мир младенца Дмитриева Д. К младенцу можно относится по-разному. К сожалению, многие родители воспринимают его только как предмет ухода: перепеленать, покормить, укачать - вот, пожалуй, и всё. Однако, такое представление о ребёнке в корне неверно. Младенец имеет собственную полноценную психическую жизнь, обладает активностью в стремлении удовлетворять различные желания, накапливает опыт воздействия на мир, вырабатывает собственное отношение ко всему его окружающему и в том числе к себе самому - словом, наделён тем, что именуется душой, субъективностью и позже - личностью. Психика ребёнка содержит огромные возможности, для раскрытия и развития которых явно недостаточно лишь есть и спать. Во-первых, младенец нуждается в информации, новых впечатлениях, что отчётливо проявляется уже на 3-5 неделях жизни и выступает как зрительное сосредоточие. Ребёнок начинает с интересом переводить взгляд с одного предмета на другой. Учёные считают, что потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребёнка коры головного мозга, ответственного за высшие психические проявления - мышление, память, речь и т.д. Но только ли новая информация необходима младенцу для развития? Нет, необходима также активная деятельность самого ребёнка. Какая же деятельность у младенца? Это общение со взрослыми людьми! Только в общении со взрослыми малыш может проявить себя как человек по отношению к другому человеку и только в общении он может развиваться как нормальный человек. Прежде всего, давайте рассмотрим, как младенец воспринимает себя и взрослых, каков он - мир младенца. Бытует до сих пор мнение, что младенец всё видит вверх ногами, не различает отдельных предметов. Это не так. Уже в первые недели жизни проявляют неодинаковое отношение к зрительной стимуляции, они рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объёмные предметы. Получены и прямые свидетельства предпочтения схематического восприятия человеческого лица всем прочим сложным конфигурациям. Это значит, что биологически зрение младенца уже настроено на восприятие образа человека, а точнее человеческого лица. Также малыши умеют воспринимать звуки и различать их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к человеческой речи. И самое удивительное, они предпочитают слушать осмысленную речь просто набору слогов, а прослушивание собственного голоса, записанного на плёнку способно успокоить их, даже если они только что неудержимо плакали. Самое удивительное - наличие синхронизации сложных действий взрослого и младенца. Движения матери и младенца представляют собой гармонически точно сочетающиеся взаимные приближения и отступления - как бы своеобразный вальс. Зачем всё это младенцу, который ведёт, казалось бы, весьма "простой образ жизни"? Младенец не может существовать без взрослого, поэтому должен уметь вступать с ним во взаимодействие, выделять его из окружающей среды. Отсюда ясно, почему у новорожденных обнаруживается такая избирательность к внешнему облику взрослого, его речи и т.д. Как младенец относится к себе? Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких людей. Родные, называя ребёнка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, выражают ему свою любовь, как бы авансом наделяя его личность уникальной значимостью, ценностью. ............ |