РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ф-л в г. Минске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «ФИЛОСОФИЯ»
Минск, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1 Вопрос 1. Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии?
2 Вопрос 2. Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые не являются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными реальности и авторов этих взглядов
3 Вопрос 3. Какая теория считает общим законом развития принцип самоорганизации сложных систем?
4 Вопрос 4. Правильно ли считать, что обыденное познание всегда эмпирическое, а научное – всегда теоретическое и почему? 5 Вопрос 5. Объясните кратко основное между натуралистической и психоаналитической позиции в понимании природы человека
6 Что такое социальная структура?
Список использованных источников
ВОПРОС 1. Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что, давая людям общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет человеку определить свое место и роль в этом мире, делает его сознательным участником этого процесса, ставит пред ним общечеловеческие цели и задачи социального прогресса. Ядро мировоззрения составляют ценности – это феномены человеческой культуры, выступающие в качестве факторов выбора. Они задают ценностное отношение человека к миру, т.е. специфически человеческий масштаб освоения мира. Центральное место, например, у Канта занимала триада «Истина – Добро – Красота». Именно эти ценности определяют то, как человек отвечает себе, в частности, на сформулированные Кантом вопросы. Философия использует рациональные формы обоснования ценностных ориентаций, в то время, религия апеллирует к божественному авторитету и чуду. В этом кроется одна из причин коллизий, возникающих между этими формами обоснования мировоззрения [1, 11].
ВОПРОС 2. Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые не являются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными реальности и авторов этих взглядов
Проблема первоначала, первоосновы всего (архэ) была впервые в античной философии поставлена в милетской школе. Фалес (624 – 547 до н.э.) считал, что все происходит из воды, Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.э.)началом всего полагал апейрон – бесконечный и неопределенный «физис» из которого проистекают все вещи. Апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и горячее. Парные композиции этих свойств образуют землю (сухое и холодное) и огонь (сухое и горячее). Затем все вещи состоят из земли, воды, воздуха и огня в их определенных соотношениях. Последний философ этой школы – Анаксимен (ок. 587 – 527 до н.э.) первоосновой всего сущего полагал воздух. Различные физические явления возникают из воздуха в результате его сгущения или разрежения.
Гераклит (ок. 544 – 483 до н.э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идей борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая неподвижная субстанция. Гераклит считается зачинателем диалектики в античной философии.
Пифагор (ок. ............