Часть полного текста документа: Митрополит Киприан (1390-1406 годы) Поставленный митрополитом русским ещё в 1375году, т. е. Уже 15 лет назад (с 1390 года), митр. Киприан провёл почти всё это время вне Москвы. Но ему суждено было прослужить ещё 16 лет (до 1406 года) уже в прочном положении московского митрополита. Своей выдающейся разносторонней деятельностью в духе возвеличения Москвы и русской церкви, он вошёл в серию её святителей, прославленных и канонизованных. Память его празднуется 16 сентября. Митр. Киприан прибыл в Москву через Киев в начале 1390 года. Вступив в союз с московским князем, митр. Киприан, как и его предшественники, намеренно или ненамеренно своей иерархической деятельностью содействовал Москве в её собирании земли русской. Такова, например, его борьба (хотя и неудачная) с Новгородом из-за месячного суда. В борьбе новгородцев с московскими митрополитами по церковным вопросам всегда сказывались мотивы политические. Время церковной смуты давало благоприятные условия для выражения сепаратистских стремлений новгородцев в церковной сфере. И вот, в 1385 году все духовные и мирские люди Новгорода единодушно постановили на вече и целовали крест в том, чтобы впредь им не являться на суд в Москву к митрополиту, и не давать ему месячного суда в Новгороде, а судиться окончательно у своего владыки. Здесь разумелся суд апелляционный, который митрополиты производили в Новгороде или сами лично, или через своих уполномоченных каждые три года на четвёртый в течение одного месяца. В то время иметь право на суд значило иметь право на получение судебных пошлин. Суд апелляционный оплачивался двойными пошлинами и поэтому был вдвойне дорог для митрополитов. За сам приезд в Новгород митрополиты брали поголовную дань со всего духовенства епархии, известную под именем "подъезда"; дань эта взималась даже в том случае, если митрополиты не сами приезжали для месячного суда. Содержание митрополиту и его свите во время суда также полагалось за счёт новгородцев и было подобно современным "командировочным" настолько богатым, что превращалось в особую кормовую дань, превышавшую действительные потребности месячного содержания. Отсюда понятна потребность в возникшем споре с той и другой стороны. Устроившись в Москве, новый митрополит сам отправился в Новгород в феврале 1392 года. Там встретили его с честью и торжеством. Митрополит отслужил три парадных литургии, но когда по окончании третьей в Софийском соборе, он с амвона с крестом в руке попросил новгородцев дать ему суд по старине, то все они в один голос отвечали: "господине! О суду есмя крест целовали и грамоту списали промежи себя крестную, что к митрополиту не зватися". Все просьбы митрополита остались напрасными, и он на третий день уехал в Москву, наложив отлучение на всех новгородцев во главе с архиепископом. Митрополит Киприан, как проведший первые 15 лет своего управления русской церковью в Литве, не был узким москвичом в своей церковной политике и не забывал своих юго-западных епархий. После занятия всероссийской кафедры, он дважды уезжал из Москвы в Литовскую Русь (в 1396 и 1404 годах) и оба раза оставался там приблизительно по полтора года. В Литве к этому времени судьба православной веры изменилась в худшую сторону... 1386 год - брак литовского князя Ягайло с польской королевой Ядвигой. ............ |