Часть полного текста документа:Многоликое лидерство Дэниэл Гоулман (Daniel Goleman) - консультант Hay/McBer Недавно проведенные исследования показывают, что в арсенале самых эффективных лидеров есть целый набор стилей управления и они применяют тот или иной в зависимости от решаемой задачи. Действовать столь гибко трудно, но можно научиться. И это стоит того, коль скоро многообразие стилей лидерства повышает результативность организации. Спросите любую группу бизнесменов: "Что делают хорошие руководители?" Вы получите множество ответов: они определяют стратегию, заставляют людей работать, создают корпоративную культуру... А затем задайте другой вопрос: "Что должны делать руководители?" Если вы адресуете его опытной аудитории, то услышите только один ответ: добиваться результатов. Но как их добиться? Как заставить своих сотрудников хорошо работать? В последние годы появилась целая когорта экспертов по проблемам лидерства. Они неплохо зарабатывают, обучая и тренируя руководителей компаний, дабы превратить их в бизнесменов, способных осуществлять самые смелые идеи - стратегические, финансовые или организационные, а лучше всего - и те, и другие, и третьи. Тем не менее овладение секретами эффективного лидерства - по-прежнему недосягаемая цель многих людей и организаций. Отчасти это объясняется тем, что до недавнего времени никто практически не проводил количественных исследований, которые бы точно показали, какой стиль управления приводит к положительным результатам. Советы экспертов по проблемам лидерства - чаще всего они основаны на гипотезах, опыте и интуиции - иногда оказываются дельными, но иногда - нет. Однако исследование компании Hay/McBer, опросившей почти 4000 топ-менеджеров (их выбрали из базы данных, в которой учтено более 20 тысяч человек по всему миру), выявило шесть стилей управления, каждый из которых зависит от особенностей так называемого эмоционального интеллекта (подробнее см. схему 1 - "Составляющие "эмоционального интеллекта"") конкретного руководителя и оказывает воздействие на рабочий климат в компании, подразделении или команде, а следовательно, и на финансовые они основаны на гипотезах, опыте и интуиции - иногда оказываются дельными, но иногда - нет. Cхема 1. Составляющие "эмоционального интеллекта" "Эмоциональный интеллект"-способность эффективно управлять собой и своими отношениями с другими людьми - определяется четырьмя фундаментальными способностями: к самоанализу, самоуправлению, социальной принадлежности и налаживанию социальных связей. Каждая из этих способностей состоит, в свою очередь, из перечисленных ниже свойств. САМОАНАЛИЗ САМОУПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ НАЛАЖИВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ Эмоциональный самоанализ: способность распознавать и понимать свои эмоции, признавать их воздействие на производительность, отношения с другими людьми и т.д. Трезвая сомооценка: ралистичная оценка своих сильных и слабых сторон Самоуверенность: сильное позитивное ощущение самооценки Самоконтроль: способность контролировать разрушительные эмоции и импульсы. Постоянство: неизменное проявление честности и целостности. Сознательность: способность отвечать за свои поступки и обязательства. Адаптивность: умение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и преодолевать препятствия. ............ |