Часть полного текста документа:Молодежь России: динамика социальных изменений (социологическое исследование) В. Т. Лисовский За последние годы в нашей стране было создано немало мифов о молодежи, с одной стороны, идеализирующих, а с другой - негативно оценивающих ее поведение. Но для прогнозирования будущих процессов необходимо здание реальной картины, изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодого поколения с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, ,в которых оно формируется. Целью нашей статьи является анализ тех социальных изменений, которые произошли в молодежной среде в условиях рыночной экономики и которые должны быть учтены при составлении прогнозов. Данные получены в ходе анкетного опроса, проведенного в апреле 1996 г. по квотной выборке учеными НИИКСИ СП6ГУ. Было опрошено 1577 молодых юношей и девушек 14 городов России. Опрос проводился при помощи местных социологов. Социально-демографическая характеристика опрошенных следующая. Место жительства: Санкт-Петербург - 19,8%, Москва - 7,8, Челябинск - 4,0, Тверь - 6,7, Белгород - 5,3, Мурманск - 6,4, Самара - 5,4, Петрозаводск - 5,0, Тобольск - 6,2, Владикавказ - 12,3, Ижевск - 6,3, Гатчина - 7,4, Воронеж - 4,6, другие города - 2,9%. Пол: мужской - 43,7%, женский - 56,3%. Возраст: до 18 лет - 24,6%, 18 - 20 лет - 31,6, 21 - 23 года - 24,6, 24 - 26 лет - 11,0, 27 лет и старше - 8,2%. Семейное положение: холосты (незамужем) - 80,6%, женаты (замужем) - 19,4%, Имеют одного ребенка - 10,7%, двух детей и более - 3%. Образование: неполное среднее - 13,5%, среднее - 22,5, среднее специальное - 17,2, незаконченное высшее - 33,5, высшее - 13,3%. Род занятий: школьники - 13,8%, учащиеся ПТУ и лицеев - 9,5, учащиеся техникумов и колледжей - 4,8, студенты - 45,9, рабочие - 10,1, инженерно-технические работники и служащие - 6,9, научные и творческие работники - 6,5, предприниматели - 0,4, другие - 2%. Социальное положение родителей, %: Отец Мать Рабочие 33,2 15,8 Служащие 18,3 35,1 Интеллигенция 25,9 29,2 Предприниматели 11,1 4,5 Не работают (безработные, домохозяйки,пенсионеры) 7,0 13,4 Другие 4,5 2,2 В анкетном опросе приняли участие основные категории городской молодежи, за исключением военнослужащих. Около половины респондентов (45,9%) - студенты. Перейдем к содержательному анализу полученных результатов. 1. Политические взгляды и симпатии респондентов. В общественном мнении широко распространен миф об аполитичности молодого поколения. Так, по крайней мере, считают многие представители старшего поколения. А что думает по этому поводу сама молодежь? На вопрос "Интересуетесь ли Вы политической ситуацией в нашей стране и насколько Вы в ней ориентируетесь?" респонденты дали следующие ответы: активно интересуюсь и разбираюсь в том, что происходит - 21,8%; интересуюсь, но мне трудно в этом разобраться - 58,2: не интересуюсь - 20%. Итак, лишь каждый пятый из опрошенных вне политических событий. Правда, большинству в них трудно разобраться. Следующий вопрос: "Как часто и откуда Вы узнаете политические новости?". В качестве источников информации были названы (%): Частота получения информации Радио Телевидение Газеты Сослуживцы Друзья Постоянно 20,6 49,1 16,0 6,1 8,1 Периодически 26,9 55,0 33,7 16,4 23,3 Иногда 26,9 12,2 24,8 36,5 42,5 Крайне редко 25,6 3,7 25,5 41,0 26,1 Из ответов следует, что для 84,1% главный источник информации - телевидение; для 49,7 - газеты; для 47,5% - радио. ............ |