Часть полного текста документа:Монополия и монопольная власть В в е д е н и е. В нашей республике переход к рынку предопределил радикальные изменения и в механизме ценообразования. В 1992 году выходит Указ Президента Республики Кыргызстан " О существенных изменениях государственной политики в области цен в Республики Кыргызстан". Неконтролируемый рост цен в условиях дефицита на потребительском рынке, их экономическая необоснованность на отдельные виды товаров и услуг и связанные с этим крупные выплаты дотаций из республиканского бюджета товаропроизводителям, а также необходимость защиты интересов потребителей обусловили необходимость существенных изменений государственной политики в области цен Кыргызской Республики. С 1993 года в республике стал утверждаться реестр хозяйствующих субъектов - монополистов Кыргызской Республики, который ежегодно формируется и утверждается органами антимонопольной политики КР. В данный реестр включаются хозяйствующие субъекты - монополисты, если их доля на соответствующем товарном рынке определенного товара превышает 35% или величину, ежегодно устанавливаемую антимонопольным органом по данной группе сопоставимых товаров и услуг и хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на нем, нарушая антимонопольное законодательство. Согласно действующего антимонопольного законодательства антимонопольные органы регулировали до 1997 года только деятельность субъектов монополистов. Однако в последние три года наблюдается необоснованный рост цен на платные услуги, которые реализовались по свободным ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения. Учитывая бюджетный дефицит, органы исполнительной власти стали создавать хозяйственные организации, которые наделяются функциями государственных органов управления. Кроме этого, нечеткое определение организационно-правовой формы государственных органов управления и их структурных подразделений, неправильное взимание дополнительной платы за услуги, входящей в круг служебных обязанностей отдельных органов власти, повлекли за собой жалобы и нарекания со стороны предпринимательских структур, которые при этом несут не только моральные но и материальные затраты. В настоящее время антимонопольным органом предпринимаются меры по совершенствованию правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, обеспечения равных возможностей хозяйствования на товарных рынках, развития конкурсных принципов и соблюдения антимонопольных требований при размещении государственных заказов и поставках для государственных нужд, создания условий для развития конкуренции на монополизированных рынках с высокой степенью концентрации, установления барьеров для развития конкуренции и выхода на рынки хозяйствующих субъектов, широкого освещения норм конкурентного права в средствах массовой информации. Глава 1 Монополия и монопольная власть. 1.1 Монополия и монопольная власть. Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. ............ |