Часть полного текста документа: МОНУМЕНТАЛЬНО - ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОСКВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 30х - 50х ГОДОВ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 Монументально-декоративная пластика в довоенный период (1935-1941) 1. 1. Декоративное убранство интерьеров станций 1-2 очереди московского метрополитена 1. 2. Пластическое решение здания библиотеки имени Ленина и портала главного входа ВСХВ ГЛАВА 2 Монументально-декоративная пластика в военный период 2. 1. Скульптурное оформление 3-ей очереди московского метрополитена ГЛАВА 3 Монументально-декоративная пластика в послевоенный период (1945-1-ая половина 50-х годов) 3. 1. Рельефный и скульптурный декор высотных зданий 3. 2 . Декоративное решение 4-ой очереди московского метрополитена 3. 3. Монументально-декоративная пластика в ансамбле ВСХВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ВВЕДЕНИЕ Период, охватывающий предвоенные, военные и послевоенные годы, отмечен в архитектуре изменившейся творческой направленностью, отходом от конструктивизма и функционализма, преобладавших в 20-е - начало 30-х годов. При конструктивизме уделялось основное внимание социально-функциональным проблемам, приветствовалась "очищенная" от декора простота форм. Во второй половине 30-х годов происходит логический переход к новому этапу, когда всё большее значение приобретает использование в архитектуре традиционных, неоклассических форм, наиболее отвечавших идейно-художественным задачам, которые в то время ставились перед архитектурой. Творчество ведущих мастеров советской архитектуры И.Желтовского, А.Щусева, И.Фомина, С.Чернышева, Д.Чечулина, Л.Руднева, А.Бурова и других, во многом определило архитектурную направленность рассматриваемого периода. Особое внимание эти архитекторы уделяли ансамблевому характеру в декоративном убранстве сооружений. В это время возрастает интерес к монументальному искусству во всех его видах: скульптуре, рельефу, настенной росписи и мозаике, которым отводилась роль не только логического оформления здания, но и раскрытия идейно-тематического содержания, повествующее о экономических и трудовых достижениях страны, и её политической мощи. Автор научной работы исследует интересный и мало изученный период монументально-декоративной скульптуры Москвы второй половины 30-х - 50-х годов, связанный с такими известнейшими архитектурными постройками как станции метрополитена, высотные здания, ВДНХ. Именно в них решались проблемы синтеза искусств, делались попытки органической связи скульптуры с архитектурой. В своей работе, автор основное внимание уделяет искусству рельефа, как одному из самых распространённых видов пластики, активно применявшихся в декоративном оформлении архитектуры. О круглой, отдельно стоящей монументально-декоративной пластике, не связанной тесно с архитектурой, автор речь не ведёт, так как эта тема широко исследована искусствоведами и скульпторами. Скульптурные рельефы, украшающие общественное здание, арки, станции метрополитена, учебные и административные заведения, имели важное идейно-художественное значение, так как советское искусство тех лет было прежде всего искусством больших тем и монументальных образов. Взять хотя бы к примеру декоративные решения семи высотных зданий в Москве, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. ............ |