Часть полного текста документа:Можно ли наказывать детей? Галигузова Л. Н. Четырехлетний Миша - конфликтный ребенок. Взрослые жалуются на его плаксивость, раздражительность, постоянное сопротивление их требованиям, на то, что мальчик часто ссорится и дерется со сверстниками. В беседе с воспитателями узнаю, что Миша растет в очень сложной семье, где его часто наказывают, где раздоры - естественный фон жизни. Беседую и с самим Мишей. Мальчик постоянно возвращается к теме насилия в семье, пытаясь рассказать об этом на своем детском языке. Прошу его нарисовать свою семью. Мальчик охотно изображает фигуры родителей, старательно нанося на них множество черточек и поясняя без всяких просьб с моей стороны: "Это такие замечания, чтобы папа не трогал меня, и маме тоже замечания, ч она плохо ругается. А это Руслан, мой брат, ему тоже замечание", асполагать на том же листе ебя Миша не захотел, хотя место для этого было. Он перевернул лист и нарисовал себя на обратной стороне, как бы отгородившись от всех, кто его обижает. Вспоминаю рассказ одной мамы: "Моей дочке было года три. В тот день она много капризничала, на любое обращение отвечала: "Не буду, не хочу", игнорируя все предупреждения о наказании. Наконец, выведенная из себя, я ударила ее. Удар пришелся по лицу. В ту секунду, когда увидела лицо дочери, холод охватил сердце. Девочка сжалась, замолчала и в глазах ее я уидела не страх, нет, это было смешанное чувство горя, отчаяния и изумления. Я поняла, что не наказала, а оскорбила свою ДОЧЬ. Я обняла ее и попросила прощения, объяснила, почему ее поведение так расстроило меня. Мы помирились, но после этого инцидента я дала себе слово, что никогда больше моя рука не будет карающей". Можно ли и нужно ли наказывать детей? Если можно.то в каких лучаях и как? Всегда ли наказание приносит пользу? Вопрос о строгости воспитания всегда волновал родителей. Одни из них ищут ответа в книгах, другие опираются на опыт воспитания в своей семье, транслируя его в новое поколение. Для огромного числа родителей во всем мире в последние десятилетия настольной книгой по воспитанию служат книги Б. Спока. Американский врач на долгие годы стал символом гуманного отношения к детям, провозглашающего уважение к личности ребенка, признание за ним права иметь собственные потребности, отрицающего всякое насилие над его психикой, запрещающего наказания. Однако, последние годы на родине Спока все чаще звучат голоса, обвиняющие в том, что с его помощью было выращено целое поколение непочтительных, непослушных и безответственных людей. Как пишет в своей книге "Непослушный ребенок" соотечественник Б. Спока психолог Д. Добсон, известный врач пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости твердой дисциплины. Он пришел к выводу, что безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям. Сказанное вовсе не означает призыв к палочной дисциплине и жестокости. В этой же книге Д. Добсон формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка. Предлагаю вам познакомиться с ними. ............ |