Часть полного текста документа:Музей изящных искусств Н.Кузьмина Всем хорошо знаком Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на Волхонке (первоначально он назывался Музеем гипсовых слепков имени императора Александра III при Московском университете, позже - Музеем изящных искусств). Монументальный вид здания обращает на себя внимание, приглашая заглянуть в чертоги его помещений и окунуться в мир прекрасного. Инициатором создания музея и его первым директором был Иван Владимирович Цветаев - личность незаурядная. В московском университете Иван Владимирович возглавлял кафедру теории и истории искусств. Сразу же при вступлении на почетную должность он приступил к реализации давно задуманной цели - созданию Музея гипсовых слепков при Московском университете. Своему детищу он отдал 25 лет жизни, борьбы, исканий. Много выпало профессору трудностей и переживаний в осуществлении заветной мечты. Он хотел, чтобы каждый человек, невзирая на сословие, мог увидеть мир во всем многообразии прекрасного. Вот почему одним из условий профессора при создании Музея был бесплатный вход один раз в неделю для всех желающих. Создание музея стало во многом возможным благодаря помощи известных русских меценатов. Их имена нельзя не вспомнить с благодарностью. Первый вклад в создание дома искусств внесла купчиха Варвара Алексеева, по завещанию которой Музею потом было присвоено имя императора Александра III. Внесли немалые деньги и другие известные меценаты: фабрикант Арманд, знаменитый коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Список финансистов дополняют С.И.Морозов, К.Т.Солдатенков, братья Брамлей, торговый дом Листа. Крупный коллекционер М.С.Щепкин передал в дар будущему Музею ценнейшее собрание картин. Архитектор Ф.О.Шехтель пожертвовал весь комплекс слепков с Пергамского алтаря II века, сделанных по его заказу в Берлине. Но имя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова следует выделить особо. Крупный миллионер-промышленник, владелец стекольных заводов в Гусь-Хрустальном, он являлся в свое время вице-президентом Российского общества поощрения художников. Из 3 миллионов 559 тысяч рублей своего капитала на строительство Музея богач внес 2,5 миллиона (после его смерти был установлен неожиданный факт полного разорения мецената). Кроме непосредственных денежных взносов, Юрий Степанович сам участвовал в приобретении ценных экспонатов для будущего Музея: древнеегипетских слепков и мозаик. Когда в 1904 году пожар уничтожил сотни экспонатов и сильно повредил здание, многие меценаты отказались от финансирования. В тот момент Нечаев-Мальцов сыграл решающую роль в продолжении строительства. Он также проявил добрые человеческие качества в поддержке духа и утешении автора здания музея Р.И.Клейна, присутствовавшего при этом печальном событии. Москве хорошо известны сооружения архитектора: Средние торговые ряды на Красной площади, корпуса шелкопрядильной фабрики братьев Жиро в Долгохамовническом переулке, Чайный домик на Мясницкой, торговый дом "Мюр и Мерилиз" на Театральной площади, Бородинский мост через Москву-реку, кинотеатр "Колизей" и ряд других зданий. Строительство на Волхонке стало главным делом жизни архитектора. После долгого творческого поиска Роман Иванович остановился на древних памятниках Акрополя в Афинах. ............ |