Содержание
 Введение
 1. Надзор и контроль в области трудовых правоотношений
 1.1 Органы государственного надзора и контроля
 1.2 Полномочия государственной инспекции труда
 2. Ответственность за нарушение трудового законодательства
 Заключение
 Библиография
 
  Введение В ч.1 ст. 209 ГПК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.
 Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям:
 1) обеспечения приоритетного сохранения жизни и здоровья работников;
 2) принятия и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
 3) профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
 4) государственного управления охраной труда;
 5) государственного надзора за соблюдением требований охраны труда;
 6) государственной экспертизы условий труда;
 7) расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
 8) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
 9) установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
 10) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
 11) распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
 12) участия государства в финансировании мероприятий по охране труда; 
 13) подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда; 
 14) организации государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, об их материальных последствиях; 
 15) обеспечения функционирования единой информационной системы, охраны труда; 
 16) международного сотрудничества в области охраны труда; 
 17) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 
 18) установления порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.
 Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров.  ............