Часть полного текста документа:Направления и аспекты изучения детской речи С. Н. Цейтлин Можно различать по крайней мере три направления онтолингвистических исследований: 1) изучение освоения родного языка тем или иным конкретным ребенком; 2) исследование общих закономерностей освоения одного языка разными детьми; 3) выявление общих закономерностей освоения разными детьми разных языков. Все три задачи непосредственным образом связаны, но ясно при этом, что решение каждой из последующих так или иначе базируется на решении предыдущих. В основе всей пирамиды в любом случае лежит выяснение конкретного пути конкретного ребенка в его родной язык, и потому одним из самых достоверных методов изучения является способ так называемое case study - подробное и тщательное описание каждого "языкового приобретения"ребенка в области восприятия речи или речевого продуцирования, любой стандартной или нестандартной речевой или неречевой реакции ребенка, любого вопроса или суждения металингвистического характера и т.п. Однако строить далеко идущие выводы на материале речи единственного ребенка оказывается рискованным - необходимо сопоставление путей и способов освоения языка разными детьми, то есть обобщение разных case studies, проведение экспериментов кросс-секционного и кросс-лингвистического характера и т.д. Уже сейчас исследователи с достаточной степенью уверенности говорят о наличии по крайней мере двух стратегий освоения языка, разграничивая так называемых референциальных и экспрессивных детей (см. [Bates, Bretherton, Snyder 1988]). Применительно к русским детям этот вопрос впервые поставила Т.И. Зубкова [Зубкова 1993: 17-19]. Наблюдения, однако, показывают, что число стратегий освоения языка гораздо больше и "чистых"представителей той или иной стратегии практически нет. Кроме того, имеются особые вариации в освоении грамматики - существуют, например, дети (их условно можно назвать "морфологистами"), которые особенно чувствительны к морфологическим категориям и парадигмам и оказываются в состоянии освоить основы морфологии еще до того, как начинают строить двусловные высказывания. Другие, напротив, конструируют не только двух-, но и трех-, четырехкомпонентные высказывания, содержащие глаголы в не соответствующей правилам "взрослой" грамматики формах (чаще всего в форме инфинитива) и существительные в форме "замороженного именительного". Отчетливо ощущается различие между детьми, рано и поздно по сравнению с их сверстниками осваивающими язык. Поскольку при этом возникает дисбаланс между когнитивным (соответствующим норме) и речевым (опережающим или запаздывающим по отношению к нормальному) развитием, это неминуемо отражается на освоении всех компонентов (кроме, очевидно, фонетического) языковой системы ребенка. Кроме того, возможно два, по крайней мере, аспекта рассмотрения языковых явлений в речи ребенка: 1) подход к ним с позиций сложившейся языковой системы взрослого человека, который основан на сопоставлении единиц и категорий детского языка с единицами и категориями языка взрослых, и 2) подход с позиций детской языковой системы, рассматриваемой как до известной степени автономный объект, имеющий свои единицы и собственную структуру. Первый из названных подходов имеет высокую ценность для теоретической лингвистики, поскольку позволяет увидеть в новом свете единицы и категории постигаемого языка, их системные связи и закономерности, разграничить универсальные и идиоэтнические компоненты, выявить реальную иерархию языковых правил и т.д. ............ |