Курсовая работа на тему:
«Направления психотерапевтической и коррекционной работы при неврозах у подростков»
Введение
Цель работы
1) понять причины и особенности нарушений в состоянии и поведении детей и подростков
2) выявить главные психотравмирующие ситуации у детей и подростков
3) профессионально определять необходимые методы психотерапии
Работа состоит из двух частей – теоретической и практической.
В теоретической части рассмотрен опыт разных психотерапевтов и психологических школ по направлениям психотерапевтической и коррекционной работы. В практической проведено психодиагностическое исследование по выявлению подростков с проявлениями различных неврозов. Использована методика «Детский опросник неврозов». Текст методики изложен в приложении.
1. Историческая справка
Термин невроз был введен во второй половине XVIII века для обозначения ряда заболеваний нервной системы. С того времени менялись точки зрения на сущность невроза. Со второй половины XIX века закрепилась точка зрения, что невроз – это психогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга. Это заболевание пограничное между нормой и патологией. Оно характеризуется нерезко выраженными нарушениями психической деятельности.
В XX веке, особенно в конце его, наблюдается увеличение неврозов в связи с ускорением темпа и ритма жизни, информационными и эмоциональными перегрузками, шквалом социальных перемен и др. факторами. Не каждый человек может своевременно адаптироваться, перестроиться, возникают нарушения типа психогений.
Научные достижения в области неврозов принадлежат многим отечественным ученым. И.П. Павлов и его школа изучали психофизические механизмы неврозов. Большой вклад в разработку проблемы неврозов у взрослых внесли В. Мясищев, В. Карвасарский и их школы. Исследованиям неврозов у детей посвящены работы А.И. Захарова (1988, 1998), Д. Исаева, А.Е. Личко, А.И. Селецкого, Д.Д. Еникеевой (1997, 1998 и др.).
Остановимся на более полном определении невроза.
Невроз – это психогенное заболевание, причиной которого является действие психотравмирующих раздражителей и ситуаций, психических травм.
Невроз проявляется в форме обратимых нарушений нервной деятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств. Эти нарушения обычно осознаются личностью и переживаются ею как болезненные явления.
В качестве самостоятельной, болезненной формы невроз чаще возникает у детей 6–7 лет, когда они проявляют осознанное отношение к себе и окружающим, понимают социальные мотивы поведения, нравственные оценки, значимость конфликтных ситуаций. У детей более младшего возраста развиваются реакции невротического типа в ответ на эмоционально неприятные воздействия микросоциальной среды.
Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте создается за счет тех подростков, которые страдают с детства. В период восьмидесятых годов в психоневрологических диспансерах по данным Личко А.Е. на учете состояло около 15% подростков. В 90-х годах этот процент увеличился. Период полового созревания, «пубертатного кризиса» не дает резкого возрастания заболевания неврозами. Некоторые авторы (А.Е. Личко, 1985) считают, что вероятно в этом возрасте невротические симптомы «заменяются» нарушениями поведения. ............