Народ – герой поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Рать поднимается неисчислимая,
Сила в ней скажется несокрушимая.
Детские воспоминания А.Н. Некрасова связаны с Волгой, которой он посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» - говорил он о ней. Но здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
В этом впечатлительном мальчике рано проявилась та «страсть к чужому страданию», которая сделала его великим поэтом, ему рано открылось «зрелище бедствий народных». С самого детства он слышал стоны от изнурительной, невыносимо тяжелой работ, на всю жизнь он запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся на «протоптанной цепями» дороге около его дома.
Все это очень повлияло на А.Н. Некрасова и отразилось на его творчестве. Изучая крестьянскую жизнь, А.Н. Некрасов готовился к великому литературному подвигу – к созданию поэмы, прославляющий русский народ, его широкую душу, его исконную силу, его героизм.
В результате родилась, через муки детства поэма «Кому на Руси жить хорошо». Героем этой поэмы А.Н. Некрасов избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, все «мужицкое царство», всю и «убогую и всесильную Русь».
Народ освобожден,
Но счастлив ли народ?
Тему этого вопроса, поставленного в «Элегии», А.Н. Некрасов продолжил и в своей поэме.
С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Только одни названия деревень чего стоят: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож. Как А.Н. Некрасов сумел на такой мелочи – название деревни – показать безрадостность существования русского народа.
А.Н. Некрасов представил в поэме целую галерею разных крестьянских образов, каждый из которых является собирательным.
Первые, с кем мы знакомимся, семеро стариков, семь «временно обязанных». Они задались вопросом:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Семь странников представляют собой нечто целое и единое, но в то же время каждый из них наделен своим собственным лицом. Их интересует один и тот же вопрос, касающийся России в целом: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Мнения старцев, несмотря на всю целостность их образа, расходятся:
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! –
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядучи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Кров сказал: царю...
Их первоначальное представление о счастье меркантильно, оно сводится лишь к материальной обеспеченности. Встреча с попом это нам доказывает:
«В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь –
Не так ли, други милые?»
Они сказали: «Так...»
Рассказ попа о его «счастливой» жизни символизирует собой жизнь всего духовенства в пореформенное время. Слова попа заставили странников призадуматься: оказывается все не так, как они думали и представляли. Священнослужителям не безразличны страдания мужика: «не может быть счастливого духовенства, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец». ............