Часть полного текста документа:Наследие Византии Митрополит Питирим (Нечаев) Значение Византии для Древней Руси трудно переоценить. Можно сказать, что византийская форма Православия, воспринятая восточными славянами в X в., создала историческое лицо будущей России. Образовавшаяся в IV в. вследствие разделения единой Римской империи императором Диоклетианом, Восточная Римская империя или Византия (от названия города Византий, впоследствии ставшего столицей империи Константинополем),- к X в. прошла уже длительный путь формирования культуры и достигла расцвета. Политически Византия ощущала себя преемницей Рима. Сами византийцы называли себя не византийцами, а "ромеями", т.е. римлянами. Однако ее культура, так же как впоследствии русская, складывалась в непрерывном синтезе. Территориально являясь наследницей эллинистической империи Александра Македонского, Византия собрала множество народов, обладавших древней самобытной культурой, и объединила их под властью христианского императора. Идея жесткой императорской власти, способной удержать огромную территорию, сочетала черты древних восточных деспотий и бюрократии Рима. В беспрестанной борьбе различных сложившихся мировоззрений оттачивалась богословская мысль, на соборах утверждалась догматическая система, складывалась государственная идеология. Киевская Русь многое из этого богатства восприняла как данность. Дух полемики, пронизывавший византийскую письменность, был ей чужд. Однако славяне быстро восприняли эстетику византийской архитектуры, живописи, музыки, богослужебного обряда и уже через несколько десятилетий оказались способными дать миру собственные образцы, не только не уступающие византийским прототипам, но нередко и превосходившие их. Вероучение. Христианское вероучение, начиная с I в. н. э. распространявшееся на всей территории единой Римской империи, с течением времени по-разному развивалось в Восточной и Западной ее частях. В XI в. эти различия, усугубленные политическими мотивами, привели к разделению Церквей. Восточная, Православная Византийская, Церковь строилась на основе миросозерцания Древнего Востока, характеризовавшегося преимущественным интересом к внутреннему духовному миру и аскетизмом. В христианском учении Православная Церковь акцентирует прежде всего идею Царства Божия. Это накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности. "Сущность византийской религиозности - ориентация на преображение мира через Воскресение. Этим определялась и задача искусства. Оно должно было подталкивать воображение верующих к символическому восприятию духовно преображенного мира" (Н. С. Трубецкой). Государственная идеология. Империя - это форма власти, построенная на военной силе. Изначально император - это полководец, ставший политическим главой. Начиная с конца IV в н.э. Византийская империя была христианским государством, а христианство - господствующей религией. Система взаимоотношений Церкви и государства сложилась в VI в. при императоре Юстиниане в образе "симфонии" - согласия светской и церковной власти, которое зримо выражает герб Византии: двуглавый орел под единой царской короной, - также унаследованный Россией. Император был защитником (протектором) Церкви. ............ |