Часть полного текста документа: Современные поколения русских людей проходят через трудную историческую школу, которая должна освободить их от всяких политических и национальных иллюзий и открыть им глаза на своеобразие русского народа, на драгоценную самобытность его культуры и на его врагов. Живя в дореволюционной России, никто из нас не учитывал, до какой степени организовано общественное мнение Запада настроено против России и Православной Церкви. Прав был мудрый Н.Я.Данилевский, когда написал, что "Европа не знает нас, потому, что не хочет знать; или, лучше сказать, знает так, как хочет знать,- то есть, как соответствует ее предвзятым мнениям, страстям, гордости, ненависти и презрению". Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единствва, нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и церкви, наших намерений. Они боятся нас и для самоуспокоения внушают себе-при помощи книг, газет, проповедей и речей, разведки, салонных нашептов,- что русский народ есть народ варварский, тупой, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жестокости, что религиозность его состоит из темного суеверия и пустых обрядов, что его легко можно вызвать на революцию и заразить реформацией- и тогда расчленить, чтобы подмять, чтобы переделать по-своему, навязав ему свою черствую рассудочность, свою "веру" и свою государственную форму. Что такое национализм? Это любовь к историческому облику и творческому акту своего народа. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Вот почему национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ- к духовному расцвету. В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Карамзин обозначил когда-то как " народную гордость" и источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы ее истории, и источник государственного правосознания, связующего всех нас в живое государственное единство. Творческий человек творит всегда от лица своего народа и обращается прежде всего и больше всего к своему народу. Итак , национализм есть здоровое и оправданное настроение души. Но есть больные и извращенные формы национального чувства и национальной политики. Эти формы могут быть сведены к двум главным типам: 1. Чувства и воля националиста прикрепляются не к духу народа, а к внешним проявлениям народной жизни (например, к успехам экономики, либо к военным успехам своей армии). Тогда национализм становится чисто инстинктом, подвергаясь жадности безумной гордыни, ожесточению. Такой национализм опьяняется всеми земными соблазнами и может извратиться до конца. От этой ошибки русский народ был огражден своим прирожденным религиозным смыслом и Православием. В течение веков Православие считалось отличительной чертой русскости; русский народ осмысливал свое бытие не хозяйством, не государством и не войнами, а верой и ее содержанием; и русские войны велись в ограждение нашей духовной самобытности и свободы. 2. Вторая ошибка состоит в том, что чувства и воля националиста уходит в отвращение и презрение ко всему иноземному. Эта ошибка имеет психологическую природу: и этнически врожденное самодовольство, и жадность, и похоть власти, и узость провинциального горизонта и, конечно, неодухотворенность национального инстинкта. ............ |